Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 1 квартал 2021 года

По оценкам ПЭК, с отменой ЕНВД налоговая нагрузка на мелких перевозчиков может вырасти на 30%

14 декабря 2020 г.15:52

С отменой ЕНВД налоговая нагрузка на мелких перевозчиков вырастет на 30%

По оценкам Первой экспедиционной компании (ПЭК), отмена с 1-го января 2021-го года Единого налога на вмененный доход (ЕНВД) может увеличить налоговую нагрузку на мелких перевозчиков на 30%. Как подчеркивается в пресс-релизе ПЭК, отмена налогового режима затронет около двух третей малых транспортных компаний, в то время как малый бизнес составляет порядка 75% российского логистического рынка.

Напомним: с 1-го января 2021-го года в России должны отменить ЕНВД, который на данный момент могут использовать в том числе те, кто занимаются автомобильными грузоперевозками, при условии, если их автопарк не превышает 20 автомобилей, а штат насчитывает менее 100 сотрудников.

Этот налоговый режим, как видно по названию, предусматривает взимание налога не с фактического, а с предполагаемого дохода. Тогда, когда он вводился (в 1998-м году), это было оправданно, однако сейчас, как подчеркивают экономисты, технологии позволяют устанавливать кассовую технику и пр. для подсчета доходов любого бизнеса, что делает их не предполагаемыми, а видимыми.

Плюс, по словам премьер-министра Михаила Мишустина, от работающих на ЕНВД государство получает в разы меньшую сумму налоговых поступлений. Если в 2019-м году 2,2 млн. компаний, использующих упрощенную систему, заплатили в виде налогов 422 млрд. рублей, то примерно такое же число налогоплательщиков по ЕНВД — только 65 млрд. рублей.

«Мы согласны с тем, что этот налог (ЕНВД – прим.) морально устарел. ФНС теперь обладает гораздо более точной информацией о доходах конкретных компаний, а следовательно, есть возможность облагать сборами, соответствующими доходу, — подчеркивает Елена Егорова, руководитель юридического отдела «ПЭК». — Однако нельзя не учитывать, что отмена ЕНВД может заметно сказаться на логистическом рынке России, затронуть немалую часть участников».

«Не исключено, что отмена ЕНВД приведет к увеличению фискальной нагрузки компаний на 30% и более при переходе на патентную или упрощенную системы налогообложения. Речь идет о малом бизнесе», — поясняет представитель ПЭК.

Так, с отменой ЕНВД компании, которые использовали этот режим, могут перейти на упрощенную (УНС) или патентную системы налогообложения.

Как подчеркивается в письме ФСН от 11.03.2020 №АБ-4-19/4243, максимально приближены к ЕНВД условия патентной системы. Она предусматривает освобождение от ряда налогов, может совмещаться с УСН, единым сельскохозяйственным налогом и общей системой налогообложения, предусматривает ведение схожих с «вмененкой» видов деятельности.

Однако патент позволяет вести деятельность только в рамках того региона, где он куплен. А это значит, что региональный перевозчик, который захочет работать на патенте, не будет иметь права вести свою деятельность в других регионах.

Кстати, заявление о переходе с 1-го января 2021-го года на патент нужно подать до 31-го декабря 2020-го года, иначе компанию автоматически переведут на общую систему налогообложения, где нет финансовых поблажек для ИП.

В свою очередь, при использовании УСН перевозчику необходимо определиться, будет ли он платить налог с дохода или с дохода за минусом расхода. В первом случае Налоговым кодексом установлена максимальная ставка 6%, во втором — 15%.

Правда, регионы могут по своему усмотрению снижать ставку. И многие на фоне отмены ЕНВД и в связи с пандемией коронавируса вообще уже сделали это. Например, в Бурятии ставки уменьшили до 1% и 6% соответственно, в Алтайском крае — до 3% и 7,5%, в Ульяновской области — до 1% и 4%.

Упрощенная система налогообложения оптимальнее, если предприниматель не может спрогнозировать свой среднемесячный доход. При небольшом доходе УСН выгоднее, чем патент, так как в этой системе налог прямо пропорционален доходу, а патент — это фиксированная сумма, говорится в пресс-релизе ПЭК.

«Важно, чтобы у всех игроков на рынке логистики были равнозначные условия работы, причем у каждого сегмента: малого бизнеса, среднего бизнеса и крупного бизнеса. Это сделает прозрачной всю систему в целом, упростит регулирование рынка и будет способствовать добросовестной конкуренции», — резюмирует заместитель директора ПЭК Вадим Филатов.