Первые испытания беспилотных грузовиков на трассе М-11 планируют провести в 2022 году

2 сентября 2021 г.11:01

Беспилотные грузовики могут выпустить на трассу М-11 в 2022 году

Пресс-служба Министерства транспорта РФ

Тестовые заезды беспилотных грузовиков на скоростной платной магистрали М-11 «Нева» могут начать уже со следующего года. Об этом в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ) рассказал заместитель министра транспорта, председатель наблюдательного совета ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Кирилл Богданов. Как он объяснил, для этого необходимо, чтобы испытания беспилотных грузовиков включили в режим «цифровых песочниц», соответствующая заявка на данный момент готовится.

По сути, режим «цифровых песочниц» отменяет существующие законодательные ограничения для отдельных экспериментальных направлений. Сейчас в число таких направлений, в частности, входят коммерческое использование беспилотных такси, сервис перевозок большегрузными дронами, оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий и пр.

Включение в этот перечень коммерческих перевозок беспилотными грузовиками позволит в принципе выпустить такие транспортные средства на дороги в отсутствие какого-то законодательного регулирования (а соответствующие законодательные акты пока еще имеют вид проектов), а также обойти предъявляемые к такому роду деятельности требования (оформление необходимых перевозочных документов, соблюдение режима труда и отдыха и т.п.).

«Наша цель — до конца этого года внести на рассмотрение Правительства проект постановления о включении беспилотных магистральных грузоперевозок в режим «цифровых песочниц». Этот инструмент открывает реальную возможность начать тестирование грузовиков в беспилотном режиме, одновременно отрабатывая новые нормы правового и технического регулирования, инновационные организационно-технические решения и логистические бизнес-модели», — рассказал Кирилл Богданов.

При этом он отметил, что в подготовке этой инициативы участвовали более 20 компаний, которые представляют интересы всей цепочки беспилотной грузоперевозки — «разработчиков цифровых систем и сервисов, дорожной инфраструктуры, автопроизводителей и грузоперевозчиков». Заместитель министра транспорта также уточнил, что, если инициатива будет принята, тестовые заезды беспилотных грузовиков на трассе М-11 начнутся уже со следующего, 2022-го, года.

Напомним: по планам Министерства транспорта, платная скоростная магистраль М-11 «Нева» должна стать первым логистическим коридором для коммерческого использования беспилотных грузовиков. Считается, что последние станут обычным явлением на дороге уже к 2024-му году, а к 2030-му году к трассе между Москвой и Санкт-Петербургом прибавятся и другие магистрали — М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», ЦКАД, М-12 «Москва-Казань и пр., так что общая протяженность беспилотных логистических коридоров достигнет почти 20 тыс. км.

Соответствующее соглашение между ведомством и такими профильными компаниями и организациями, как ассоциация «Цифровой транспорт и логистика», ПАО «КамАЗ», «Национальные телематические системы», Сберавтотех, «Деловые линии», Globaltruck, «Первая экспедиционная компания» (ПЭК) и X5 Group, было подписано еще в июне этого года.

В ходе Восточного экономического форума, кстати, к этому соглашению присоединились новые участники — Volvo, «Почта России», «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) и «ВТБ Инфраструктурный Холдинг».

Таким образом, Volvo стал первым иностранным представителем в проекте. «Мы имеем успешный опыт эксплуатации полуавтономных и автономных грузовых автомобилей Volvo на закрытых территориях в Швеции: в шахтах, карьерах, портово-логистических терминалах. Испытания на участках скоростной магистрали М-11 в России могли бы стать следующим этапом в развитии подключенных беспилотных грузовиков Volvo», — прокомментировал вхождение в проект генеральный директор «Volvo Group Россия» Сергей Яворский.

В свою очередь, ГТЛК как крупнейшая лизинговая компания страны обеспечит эффективные финансовые инструменты поставок как самой автономной техники, так и оборудования для ее производства, а также для создания необходимой инфраструктуры.

В «Почте России» же рассчитывают, что развитие беспилотного проекта позволит нивелировать в перевозках негативное влияние человеческого фактора (ДТП, отклонения от маршрута, опоздания и т.п.) и тем самым увеличить скорость доставки посылок и писем.

Что касается «ВТБ Инфраструктурного холдинга», то он, как подчеркнул его генеральный директор Олег Панкратов, в принципе заинтересован в развитии проектов, формирующих «инновационную экономику с высокой эффективностью, безопасностью, экологичностью». «Мы всегда находимся в авангарде инфраструктурного развития страны, обеспечивая финансирование и управление строительством и эксплуатацией в таких знаковых проектах, как сверхсовременные скоростные автомагистрали, новейшие аэропорты, логистические центры, отвечающие текущим и даже будущим потребностям государства, бизнеса и граждан», — заключил глава компании.

В целом, как ожидается, использование беспилотных грузовиков в коммерческих перевозках способно со временем на четверть увеличить коммерческую скорость доставки грузов, на 15% снизить себестоимость перевозки для логистических компаний и обеспечить ежегодную экономию на стороне перевозчиков в размере 1,3 млрд. рублей, а бюджету страны даст дополнительный доход в размере 0,7 млрд. рублей и рост ВВП на 2,4 млрд. рублей ежегодно.

Вместе с тем стоит также напомнить, что тестирование беспилотных грузовиков на трассе М-11 планировали провести еще в 2018-м году, но это не произошло ни тогда, ни в последующие три года. В этом же году в рамках т.н. «беспилотного» эксперимента на дороги общего пользования обещали выпустить автономные автомобили без водителя-оператора за рулем (сейчас специалист обязан находиться в салоне), но и этого тоже пока еще не случилось.