Обрушение грунта в Тушинском тоннеле в Москве: последствия ликвидировали за 8 часов

11 января 2019 г.09:42

Обрушение грунта в Тушинском тоннеле в Москве: последствия ликвидировали за 8 часов

Константин Завражин/Российская газета

Утром в четверг, 10-го января, в Тушинском тоннеле на Волоколамском шоссе, который располагается между шлюзами 7 и 8 Канала им. Москвы, провалился грунт на площади в 75 кв. метров. В результате на стенке канала образовалась глубокая пробоина, через которую на проезжую часть хлынул поток воды с песком и илом, движение по тоннелю было остановлено. Ожидалось, что последствия аварии будут ликвидированы к утру 11-го января, однако уже через 8 часов, как информирует ТАСС, поток воды был остановлен, а движение по трассе возобновлено.

«По состоянию на 18:00 уровень воды в пространстве шлюза над Тушинским тоннелем достиг нулевого уровня, поступление воды в тоннель прекращено. Специалисты приступают к изыскательским работам», — сообщили ТАСС вечером 10-го января в пресс-службе «Канала им. Москвы».

Первые две секции Тушинского тоннеля длиной 150 метров и шириной 6,5 метра каждая были построены еще в середине 30-х годов прошлого века, их разместили между шлюзами 8 и 7 канала. К концу 1990-х годов пропускная способность Волоколамского шоссе была исчерпана из-за малой ширины тоннелей под каналом им. Москвы, в связи с чем в начале 2000-х годов были открыты две дополнительные секции тоннеля длиной 300 метров каждая. Новые секции тоннеля используются для движения из центра, одна из секций 1936-го года постройки отведена для трамвая, по двум остальным машины следуют в центр.

Причины прорыва

По словам руководителя ФГБУ «Канал им. Москвы» Германа Елянюшкина, делать выводы о причинах аварии преждевременно, поскольку обвал грунта произошел на сложном гидротехническом узле, который включает с одной стороны автомобильный тоннель, с другой стороны — водный мост. При этом, несмотря на то что гидротехническим сооружениям канала около 80 лет, ни аварийными, ни предаварийными в ходе планового обследования они признаны не были. «Но раз ситуация произошла, мы будем проводить глубокий анализ случившегося с профильными институтами и обнародуем результаты этой работы», — цитирует Германа Елянюшкина пресс-служба «Канала им. Москвы».

Власти Москвы также не стали делать преждевременных выводов, при этом заместитель мэра Москвы Петр Бирюков не исключил, что причиной аварии могли стать нарушения, допущенные при расширении Волоколамского шоссе и строительстве автомобильного тоннеля в начале 2000-х годов. В то же время он подчеркнул, что окончательные выводы о причинах аварии можно будет сделать только после исследования.

Ликвидация последствий

Обвал грунта на канале им. Москвы произошел около 10:00 утра 10-го января. Сразу же после прорыва к месту происшествия прибыли городские службы Москвы, был создан оперативный штаб под управлением заместителя мэра столицы Петра Бирюкова, в который вошли городские службы, специалисты МЧС, ФГБУ «Канал им. Москвы», ГБУ «Гормост» и ГИБДД.

По информации пресс-службы «Канала им. Москвы», размыв почвы произошел под земляной насыпной дамбой в районе стыка автомобильного тоннеля — между грунтом и шпунтовой стенкой. В результате этого на проезжую часть хлынул поток воды, порядка 40-50 литров в секунду. По словам руководителя «Канала им. Москвы», это не так много и больше неприятностей доставил вынос грунта.

Со стороны правого берега канала образовалась промоина шириной 5 метров и глубиной 3 метра, ее протяженность составила 15 метров. Работы по остановке грязевого потока на проезжую часть через образовавшуюся дырку в стенке канала длились около шести часов. Для этого было принято решение увеличить сброс воды через шлюз 8, чтобы к моменту, когда уровень воды опустится ниже глубины промоины, специалисты могли ее заделать. Таким образом, остановить грязевой поток в тоннель удалось в тот же день около 17:00, а еще через час специалисты полностью спустили воду из шлюза.

По словам Петра Бирюкова, сбрасывать воду быстрее было нельзя, так как это могло бы привести к еще большему размытию грунта. Система водостока, как подчеркнул чиновник, полностью справилась с нагрузкой.

Транспортная ситуация

Для ликвидации последствий подтопления профильные службы города приняли решение ограничить движение по шоссе в районе Тушинского тоннеля. Сначала для транспорта были закрыты полосы тоннеля по направлению в область, выезд из тоннеля в сторону центра был ограничен до трех полос. Затем было решено полностью перекрыть въезд в транспортный коридор с обеих сторон, чтобы обеспечить беспрепятственную работу аварийных служб.

По мере того как вода прибывала, зона перекрытий на Волоколамском шоссе увеличивалась: к полудню закрытый для машин участок расширился до района станции метро «Сокол». Кроме того, были перекрыты все съезды и выезды на шоссе, включая поворот на магистраль с внутренней стороны МКАД. Аварийный участок можно было пересечь только на трамвае №6, курсирующем между станцией метро «Сокол» и районом Братцево.

Оценивая последствия ЧП, власти столицы сообщили, что движение по тоннелю и самому шоссе будет открыто только к утру 11-го января. Позже столичный Центр организации дорожного движения (ЦОДД) объявил о подготовке временной схемы движения, которая даст возможность автомобилистам и городскому транспорту пересекать одну из важнейших транспортных артерий по направлению в область по встречной полосе. Для разделения потоков планировалось установить специальные блоки.

Однако уже через несколько часов дорожники отказались от организации временной схемы. Последствия подтопления были устранены в рекордные сроки. Движение по Волоколамскому шоссе полностью возобновилось уже в 18:00 мск 10-го января.

Возобновили работу на маршрутах автобусы и троллейбусы городского перевозчика ГУП «Мосгортранс». «Автобусы 904 и 904к поехали привычными маршрутами. Восстановлено движение троллейбусов. Ограничений в районе Тушинского тоннеля больше нет», — сообщалось в аккаунте перевозчика в Twitter.

Восстановление тоннеля и дамбы

По словам заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова, состояние Тушинского тоннеля после затопления не требует серьезного ремонта. Для возобновления движения достаточно было убрать воду и песок.

Дамба по правому и левому берегу канала им. Москвы в районе Тушинского тоннеля на Волоколамском шоссе нуждается в восстановлении и укреплении. В пятницу, 11-го января, специалисты приступили к частичной разборке и обследованию, чтобы в середине февраля начать полномасштабную работу.