Новые логистические маршруты в новых геополитических реалиях: какие коридоры можно использовать для доставки грузов из Китая?
23 ноября 2022 г.14:15
Пресс-служба «ТРАСКО»
В 2022-м году бизнес столкнулся с вызовами, которые в определенной мере оказали даже более серьезное влияние, чем пандемия COVID-19 в 2020-м году. И логистика, естественно, чутко отреагировала на изменения, поскольку является одной из движущих отраслей в обеспечении современных бизнес-процессов. Те геополитические процессы, которые имеют место сегодня, отразились на движении грузов. В частности, ключевым насущным трендом для российских международных компаний стало перераспределение грузовых потоков и рынков, вокруг которых они прежде выстраивали свои планы. О том, какие сейчас используются маршруты для доставки грузов, рассказал руководитель департамента автоперевозок из Китая международной транспортно-логистической компании «ТРАСКО» Максим Нехаев.
Напомним: в апреле этого года ЕС ввел санкции, которые практически закрыли для российских грузовиков въезд на территорию Евросоюза. Это привело к тому, что российские транспортно-логистические компании были вынуждены изменить распределение своего парка, чтобы обеспечить достаточную загрузку автомобилей. Основной фокус предсказуемо сместился на паназиатский рынок.
«Роль КНР в качестве поставщика продукции и сырья для России в последние годы демонстрирует уверенный рост, и события текущего года этому только способствуют. Многие крупные компании стали сегодня активно налаживать связи с «Поднебесной», поскольку страна отвечает их запросам в части качества и ассортимента предлагаемых позиций товара», — говорит Максим Нехаев.
«Для нас Китай отнюдь не является новой точкой на карте, — продолжает представитель «ТРАСКО». — За более чем 8 лет активных автомобильных грузоперевозок по этому направлению мы успели зарекомендовать себя в качестве надежного логистического контрагента. Видя растущую потребность клиентов в перевозках на восток, транспортные компании массово перестраивают свои маршруты, что приводит к увеличению грузопотока на традиционных направлениях следования. Одним из эффективных решений для FTL-перевозок становится транзит через Казахстан».
Почему транзит через Казахстан сегодня востребован?
Во-первых, на фоне ограниченной пропускной способности и повышенной загруженности пограничных переходов между Китаем и РФ — «Забайкальск» в Забайкальском крае и «Краскино» в Приморском крае — перевозка через Казахстан позволяет сэкономить время, поясняет Максим Нехаев.
«Китайской стороной на приграничной с РФ территории регулярно (примерно каждые 2-3 дня) вводятся так называемые «дни тягачей», когда есть возможность отправить полуприцеп на китайском тягаче для загрузки. В другие дни такой возможности нет. Как результат, в стандартный рабочий день на приграничную территорию заезжает ограниченное количество автомобилей. В итоге, складские мощности в Китае оказываются перегруженными, а значительные очереди на въезд приводят к продолжительным простоям на границе России и Китая», — рассказывает представитель «ТРАСКО».
В этом отношении, подчеркивает эксперт, работа через казахстанские пограничные переходы является действенной альтернативой длительным ожиданиям на тех пунктах пропуска, которые прежде активно использовались для грузовых перевозок, и позволяет рационально планировать сроки доставки грузов.
Еще одним преимуществом транзита через Казахстан является широкий перечень перемещаемых через границу товаров. «Вот лишь некоторые из наиболее популярных позиций, которые доставляются по этому направлению, — паллетированные грузы, оборудование, негабаритные грузы, а также определенные категории опасных грузов, которые принимает один из пограничных переходов между КНР и Казахстаном», — уточняет Максим Нехаев.
Какие логистические коридоры существуют между Китаем и Казахстаном?
Грузовое сообщение между странами осуществляется через пять основных пограничных переходов — «Майкапчагай», «Бахты», «Достык», «Харгос» и «Колжат». Каждый них имеет свою специфику: где-то грузы пересекают границу с использованием ричтраков, где-то — посредством мостового крана, однако, как правило, используется схема передачи полуприцепа китайской стороне для загрузки.
«Эти тонкости, безусловно, необходимо учитывать в работе, — подчеркивает Максим Нехаев. — Еще важно понимать, что водители, осуществляющие рейсы по этим маршрутам, работают в очень непростых условиях, поскольку далеко не на всех пограничных переходах этого направления есть достаточная инфраструктура, точки питания и места для ночлега вне автомобиля. Подъездная инфраструктура к границе тоже разнится: в одном случае это может быть полноценный автобан, а в другом — грунтовая дорога».
Что еще нужно иметь в виду при транзитных перевозках через Казахстан?
Естественно, по-прежнему нельзя исключать коронавирусные ограничения, которые периодически вводятся китайской стороной, что оказывает существенное влияние на скорость логистических процессов.
Кроме того, здесь очень важна сезонность, так как значительные перепады температур, жаркое лето и довольно суровые зимы тоже отражаются на процессе доставки грузов и в том числе на работе пограничных переходов. Так, например, летом из-за более продолжительного светового дня они работают дольше, чем в зимнее время года.
«Безусловно, доставка грузов из Китая в Россию транзитом через Казахстан не является панацеей в решении логистических вопросов, связанных с повышенной загруженностью других пограничных переходов, но определенно имеет ряд преимуществ, которые следует учитывать в новых геополитических реалиях», — подытоживает представитель «ТРАСКО».
Какие рекомендации можно дать бизнесу, планирующему перевозки своих грузов из Китая?
В первую очередь, проверять корректность оформления необходимых документов, говорит Максим Нехаев. Правильно оформленная сопроводительная документация, которую требует транспортно-логистическая компания от клиента, позволяет избежать затруднений при пересечении границ. Это важно, каким бы маршрутом ни отправился груз — из Китая напрямую в Россию или же транзитом через Казахстан.
Немаловажным является и обеспечение качественной упаковки товара от китайского поставщика. По ходу движения из пункта отправления в пункт назначения груз подвергается перегрузке, а потому от того, насколько на совесть сделана упаковка, во многом зависит сохранность товара. «Иногда грузы приходится переупаковывать из-за того, что при отправке им была обеспечена недостаточно надежная тара, — рассказывает представитель «ТРАСКО». — При этом из-за загруженности складских мощностей на границах переупаковка обычно требует времени и дополнительных средств».
«В заключение хотелось бы сказать следующее: бизнесу при выборе логистического подрядчика следует обратить особое внимание на опыт своего контрагента в сфере грузовых перевозок по тому направлению, в котором компания планирует возить товары. Логисты должны быть знакомы со спецификой процессов прохождения границ, а также знать особенности взаимодействия с иностранными партнерами», — подчеркивает Максим Нехаев.
Резюме
- Грузовые потоки переориентируются вслед за изменениями глобального рынка.
- Паназиатское направление усиливает свои позиции и становится еще более популярным у бизнеса.
- Нагрузка на традиционные пограничные переходы растет, а потому для обеспечения оперативности и финансовой эффективности при доставке грузов транспортно-логистические компании открывают новые маршруты.
- Популярным направлением становится доставка товаров из Китая в Россию транзитом через Казахстан. У этого пути есть ряд весомых преимуществ и особенностей.
- Успешность перевозки во многом зависит от опыта транспортно-логистической компании на интересующем направлении, а также от правильности подготовки клиентом требуемой документации и обеспечения отправителем качественной упаковки груза.