Не только экспедиторов возьмут под контроль: в России создадут реестр автомобильных грузоперевозчиков

18 декабря 2025 г.15:34

В России создадут реестр автомобильных грузоперевозчиков

Росавтодор

Итак, контроль за осуществлением грузовых перевозок в России действительно решили серьезно ужесточить. Вслед за законом о реестре экспедиторов Государственная Дума РФ во всех трех чтениях одобрила законопроект о создании аналогичного реестра для автомобильных грузоперевозчиков. В нем должны будут зарегистрироваться все юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), владеющие грузовыми автомобилями технически допустимой максимальной массой более 3,5 тонн. Без записи в таком реестре выполнение коммерческих перевозок грузов в принципе будет запрещено. Предполагается, что закон вступит в силу с 1-го марта 2027-го года, однако перевозчикам дадут еще 30 дней для регистрации в реестре.

Таким образом, зарегистрироваться в реестре должны будут все юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие коммерческие автомобильные перевозки грузов по территории России.

Причем, поскольку в законопроекте четко прописано, что без регистрации в таком реестре перевозка грузов автомобильным транспортом на основании любого возмездного договора не допускается, можно сделать вывод, что после 1-го марта 2027-го года т.н. «физики» (физические лица, не имеющие статуса ИП) будут в принципе устранены с рынка.

Единственное, требование о регистрации в реестре не распространяется на перевозчиков, использующие грузовые автомобили технически допустимой максимальной массой не более 3,5 тонн.

Кроме того, от действия закона освобождены международные перевозчики, поскольку они уже имеют соответствующий допуск, а также предприятия, выполняющие перевозки на своей внутренней территории, то есть без выезда на автомобильные дороги общего пользования.

При этом основным условием для допуска в реестр, помимо регистрации в качестве юридического лица или ИП, будет наличие права на владение транспортными средствами, которые используются для перевозки.

Договор, подтверждающий право владения и пользования грузовым автомобилем, необходимо будет в обязательном порядке прикладывать к заявке на регистрацию в реестре. Мало того, эти сведения, если договор в дальнейшем будет продлеваться, надо будет регулярно обновлять.

Таким образом, в реестре, помимо собственно названия юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, регистрационного номера и номера налогоплательщика, будут также указываться сведения о транспортных средствах, используемых данным перевозчиком (марка, модель, регистрационный номер, технически допустимая масса и срок действия договора на право владения, если автомобиль не находится в прямой собственности перевозчика).

Причем одно и то же транспортное средство сможет числиться в реестре только за одним перевозчиком — именно за тем, кто его в данный момент и использует для оказания услуг.

Еще одним условием для нахождения в реестре будет наличие в штате специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Сведения о нем тоже будут указываться в реестре, а сам он, как прописано в законопроекте, должен будет проходить соответствующую аттестацию не реже одного раза в пять лет.

Что важно, законопроект вводит и другие существенные требования.

Так, в частности, водитель, сведения о котором указаны в путевом листе и который выполняет перевозку грузов, должен быть либо работником перевозчика, либо индивидуальным предпринимателем, который владеет транспортным средством на праве собственности или ином законном основании.

Плюс, в документах на перевозку грузов в качестве перевозчика грузов и владельца транспортного средства должно быть указано одно и то же лицо.

Подать заявку на регистрацию в реестре можно будет через портал госуслуг. Вся информация о перевозчике и транспортных средствах будет проверяться с помощью системы межведомственного взаимодействия. Сам реестр будут вести на создаваемой национальной цифровой транспортно-логистической платформе «ГосЛог».

Подчеркнем: на данный момент законопроект о создании реестра автомобильных грузоперевозчиков прошел только через чтения в нижней палате парламента. Для его полного принятия еще необходимо одобрение верхней палаты (Совета Федерации) и подпись президента.

Однако вероятность его утверждения довольно велика, поскольку он подпадает под общую тенденцию по усилению контроля в сфере грузовых перевозок. Так, например, летом этого года уже был принят закон о запуске в России аналогичного реестра для экспедиторов, без записи в котором юридические лица и ИП не смогут оказывать транспортно-экспедиционные услуги.

Предполагается, что закон о реестре автомобильных грузоперевозчиков вступит в силу с 1-го марта 2027-го года. Однако уже работающим на рынке юридическим лицам и ИП дадут еще 30 дней для регистрации. Те же, кто будут выходить на рынок после 1-го марта 2027-го года, прежде чем приступить к выполнению перевозок, должны будут предварительно зарегистрироваться в реестре.