На российских железных дорогах снова хотят опробовать механизм «вези или плати». На этот раз на контейнерных перевозках
3 апреля 2024 г.17:14
Пресс-служба ОАО «РЖД»
В России могут опробовать механизм «вези или плати» для перевозок контейнеров через транспортно-логистические центры (ТЛЦ) на сети «РЖД». По крайней мере, как сообщает издание «РБК», владелец грузовых терминалов уже обратился с таким предложением в Правительство РФ и первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил Министерству транспорта его проработать. Напомним: механизм «вези или плати» предусматривает заключение долгосрочного договора с гарантированным объемом поставок и гарантированным предоставлением необходимых мощностей. Несколькими годами ранее этот принцип хотели опробовать на перевозках угля, однако в итоге проект свернули.
Как рассказали в издании «РБК», с предложением ввести механизм «вези или плати» для перевозок контейнеров через транспортно-логистические центры в Правительство РФ обратился глава группы «Фининвест» Александр Кохидзе. Компания как раз таки является инвестором четырех таких грузовых терминалов и всего в ближайшие годы планирует создать 11 логистических комплексов на сети «РЖД».
Однако нынешние экономические условия создают риски для рентабельности ТЛЦ, отмечается в обращении. Так, в частности, операционная деятельность грузовых терминалов становится убыточной при ключевой ставке выше 12% годовых, в то время как в конце прошлого года Центробанк поднял ставку уже до 16% годовых, говорится в письме.
Плюс, из-за санкционных ограничений и разворота логистических потоков на ТЛЦ снижается и грузовая база. Все это может привести к тому, что инвесторы не смогут в полном объеме исполнить свои обязательства по кредитным договорам, в результате чего замедлится и ввод в эксплуатацию грузовых терминалов.
А поскольку государственная поддержка в этом направлении в виде субсидирования процентной ставки не предусмотрена, владелец «Фининвест» просит хотя бы обеспечить транспортно-логистические центры необходимыми грузовыми объемами, введя для этого механизм «вези или плати».
В данном случае он будет реализовываться между контейнерными операторами и непосредственно логистическими комплексами. Первые должны гарантировать определенный объем контейнерных поставок, а вторые — обеспечить им приоритетный доступ к логистической инфраструктуре.
Не опробовали на угле
В 2021-м году механизм «вези или плати» уже хотели опробовать на дополнительных перевозках угля. Предполагалось, что долгосрочные договоры будут заключаться между угольными операторами и непосредственно ОАО «РЖД». Взамен на гарантированные поставки угля «Российские железные дороги» предоставят приоритетный доступ к железнодорожной инфраструктуре.
Ожидалось, что при удачной реализации пилотного проекта принцип «вези или плати» с 2025-го года распространят на все виды грузовых перевозок. Министерство транспорта даже разработало соответствующий законопроект, однако в 2022-м году Правительство РФ отозвало его из Государственной Думы.
В частности, игроки рынка опасались, что подобные условия нарушат недискриминационный доступ к железнодорожной инфраструктуре, которая в условиях низкой пропускной способности Восточного полигона и так является дефицитной. Больше же всех остальных от такого принципа могли пострадать мелкие и нерегулярные грузоотправители.