На Крайнем Севере простой автомобиля начисляется уже через 30 минут: как выполняется доставка грузов в труднодоступные районы России

15 июня 2021 г.16:27

Как выполняется доставка грузов в труднодоступные районы России

Россия, конечно, уникальная с точки зрения организации перевозок страна. Хотя бы потому, что она обладает бескрайними пространствами с полным или частичным отсутствием дорог. Грузы туда могут добираться неделями, а для того чтобы их в принципе доставить по месту назначения, логистам и перевозчикам приходится изрядно «заморочиться».

О том, как выполняются грузоперевозки в труднодоступные регионы России, с какими рисками сопряжены подобные заказы и как максимально предусмотреть возможные сложности в пути, мы поговорили с Максимом Медведевым — директором департамента мультимодальных перевозок и таможенного оформления компании NAWINIA, осуществляющей грузовые перевозки по всему миру более 20 лет.

— Максим, этап планирования доставки груза в труднодоступные районы явно отличается от обычной грузоперевозки, например, по центральной части России? Как именно в таком случае проходит подготовка?

— В целом, этапы подготовки схожи: мы точно так же ищем подрядчиков, рассчитываем затраты на их услуги с учетом стоимости и технических характеристик груза, проверяем партнеров через службу безопасности... Однако в случае с доставкой в труднодоступные регионы на все эти процессы требуется больше времени.

Плюс, требуется еще время для того, чтобы изучить особенности края или даже непосредственно отправить специалиста на место для оценки ситуации и разработки дальнейшей стратегии.

Кроме того, может понадобиться дополнительная схема крепления груза, привлечение охраны (например, при доставке железнодорожным транспортом), более тщательная проверка партнеров страховой компанией, особая подготовка техники и пр.

— А какой транспорт чаще всего используется для доставки грузов в труднодоступные районы?

— На самом деле выбор транспорта зависит от пункта назначения, характера груза, условий доставки, а также времени года (зимой в таких регионах обустраивают временные дороги и ледовые переправы, а летом открывается навигация на реках). Однако чаще всего труднодоступные районы доставки при контейнерных перевозках относятся к ПСЖВС: то есть используется железнодорожный, морской и автомобильный транспорт.

— Если говорить об автомобильном транспорте, есть ли к нему какие-то особые требования? Ведь, например, в районах Крайнего Севера машины из-за низких температур оборудуют двойным лобовым стеклом, а из-за повышенного расхода топлива и небольшого количества заправок по дороге — дополнительным топливным баком.

— В принципе, если условия того требуют, мы смотрим, чтобы автомобиль был дополнительно укомплектован. Но в целом, при выборе грузовиков соблюдаются те же правила, которые используются и для стандартных доставок: машина должна соответствовать по грузоподъемности и габаритам, ежегодно и по необходимости проходить техническое обслуживание.

— А к водителям предъявляются какие-то определенные требования?

— Конечно. Оценивается стаж работы и уровень квалификации, наличие рекомендаций. Важно также помнить, что в России существует большое количество режимных объектов и закрытых городов. И на многие из них по стандартам безопасности допускаются только водители, являющиеся гражданами РФ.

— Применяются ли в случае доставки в труднодоступные районы какие-то особые условия страхования груза и транспорта?

— Во-первых, прежде всего в таких случаях обязательным условием при выборе партнеров является наличие у них полиса ответственности перевозчика (прошу не путать с ОСАГО!). Во-вторых, следует учитывать, что тариф на страхование подобных перевозок изначально повышенный: считается каждое плечо. Кроме того, при оформлении страховки обязательно указывается маршрут, тип транспорта и подвижного состава, стоимость груза.

— Однако вряд ли страховка сможет покрыть все расходы при утрате груза, в то время как риски его гибели и порчи при доставке в труднодоступные районы в разы выше. Можно ли как-то эти риски минимизировать?

— Естественно, ни одна логистическая компания не может быть на 100% защищена от потери или порчи груза даже при самых штатных перевозках. И когда такое случается, особенно при доставке в труднодоступные районы, как никогда важно правильно составить соответствующие акты и привлечь к этому процессу все заинтересованные стороны и необходимые органы и службы. Потому что выплата по страховке может быть произведена только при условии предоставления всех требуемых случаем документов.

Здесь же сложность еще и в том, что представителям компании приходится уже лично добираться до того самого труднодоступного региона.

В нашей практике, например, как-то было ДТП со 100% потерей груза, повреждением муниципальной и частной собственности. Тогда наши специалисты лично выезжали на место, составляли акты, закрывали вопрос с администрацией и частным лицом. Нанимали краны, эвакуировали груз и машину. Доставляли их на место, там заново составляли все акты и бумаги с участием получателя. После выезжали в региональное ГАИ для получения копий постановлений и актов. А уж затем продолжали работу со страховой и грузовладельцем.

Конечно, приятного здесь мало, но такое бывает и никто от этого не застрахован. Понимание этого дает возможность заранее максимально внимательно отнестись ко всем расчетам, подготовке документации, чтобы выйти из ситуации с минимальными потерями.

— А что насчет стоимости доставки? Естественно, она будет выше, чем при штатной перевозке, однако, в среднем, насколько дороже стоит доставка груза в труднодоступный регион?

— Все зависит от конкретного кейса: стоимость услуги может оказаться на 50% выше, чем при стандартном заказе с аналогичными характеристиками (груз, километраж), а может — и на 200%. В каждом случае цена рассчитывается индивидуально и складывается из многих факторов.

Так, например, на финальную цифру может влиять наличие на месте необходимых грузоподъемных механизмов. Потому что если они отсутствуют, нередко приходится еще отдельно доставлять и их.

Или вот при доставке в регионы Крайнего Севера простой автомобиля начинает начисляться уже через 30 минут после прибытия контейнера на склад, что, соответственно, рискует существенно увеличить дополнительные издержки клиента. Такой подход, кстати, объясняется тем, что машинам в этом регионе нельзя глушить двигатель: при больших отрицательных температурах они могут потом не завестись.

— Два года назад был принят закон, который, по идее, должен упростить строительство дорог в труднодоступных районах Крайнего Севера. Правда, для грузового транспорта эти дороги будут платными. Естественно, расширение дорожной сети в любом случае упростит доставку грузов, но снизит ли оно в конечном счете стоимость перевозки, как вы считаете?

— Думаю, вероятнее всего, стоимость доставки благодаря строительству пусть и платных дорог все равно будет снижаться.

Да, с одной стороны, на проезд по таким трассам устанавливаются довольно высокие тарифы, однако с другой — это дороги с лучшим качеством покрытия, которые дадут возможность попасть на обычных грузовиках в те регионы, где ранее приходилось фрахтовать транспорт повышенной проходимости. В результате, вырастет скорость доставки (сейчас подобные перевозки могут занимать 30-60 дней), сократится холостой пробег, снизится потребность в использовании дорогостоящей техники, а значит, в конечном итоге ощутимо уменьшится и цена доставки.

— Ну, и в завершение нашей беседы можете ли вы привести несколько кейсов выполненных вашей компанией «труднодоступных» перевозок?

— На самом деле в нашей практике было много интересных проектов, связанных с доставкой в отдаленные уголки России. Однажды перед нами стояла задача доставить карьерные самосвалы KOMATSU HD1500 из Японии через Находку до поселка Кропоткин в Иркутской области, на ГОК «Вернинский». Маршрут был следующим: Япония (порт Кобе) – порт Находка – вывоз на автомобиле из порта на склад, перегруз на железную дорогу – отправка от Находки до станции «Таксимо» – выгрузка на станции «Таксимо», погрузка на автомобиль – паромная переправа через реку Витим – доставка до поселка Кропоткин.

Был также нестандартный опыт доставки готового тепличного комплекса в разобранном виде в автомобильных фурах из Италии через Москву, далее по железной дороге и морским транспортом в город Невельск. Что интересно, отдельные партии груза доставлялись на место в течение 1,5 лет. Зато результатом стали плоды овощных культур, выращенные в теплицах, собранных из доставленной нами продукции. Заказчик прислал нам фото урожая вместе с благодарственным письмом.

Я бы хотел еще раз подчеркнуть: хотя в целом доставка груза в труднодоступные районы идет по общей схеме (анализ груза и маршрута, подбор необходимого транспорта, страхование и т.д.), каждый из этих аспектов требует более тщательного внимания. Плюс, конечно, важен опыт. Браться за подобные заказы, не имея необходимых знаний, технологической базы и отличного понимания специфики индустрии очень рискованно.

Хороший перевозчик к любому маршруту относится одинаково ответственно, а логистика в удаленных регионах — это настоящий экзамен на уровень компании.