На границе с Беларусью: Литва обещает закрыть для грузовиков пункты пропуска, которые и так не обслуживают грузовики

5 мая 2023 г.10:52

Как отразится на грузовом потоке закрытие двух пунктов пропуска на границе Литвы и Беларуси?

Государственный пограничный Комитет Республики Беларусь

Пункты пропуска «Твярячюс/Видзы» и «Шумскас/Лоша» на литовско-белорусской границе, которые Литва обещает к концу года закрыть для грузового потока, грузовой поток и так не обслуживают. Один из них вообще не рассчитан на пропуск грузовиков, а второй может пропускать только порожние грузовики.

Напомним: несколько дней назад стало известно, что Литва планирует к концу текущего года ограничить работу двух пунктов пропуска на границе с Беларусью — «Твярячюс/Видзы» и «Шумскас/Лоша». По крайней мере, об этом, выступая в Сейме, заявил руководитель Таможенного департамента Литвы Дарюс Жвиронас.

По его словам, через эти два перехода проходит большой поток контрабанды, который в условиях отсутствия современного рентген-оборудования сложно отследить. В связи с чем и было принято решение ограничить работу пунктов пропуска «Твярячюс/Видзы» и «Шумскас/Лоша»: перевести их только на дневной режим работы и запретить проезд через них грузовиков. Указанные меры планируют принять к концу 2023-го года — к тому моменту, когда будет завершена реконструкция пункта пропуска «Мядининкай/Каменный Лог» (одного из самых популярных на белорусско-литовском направлении).

Вместе с тем такое решение, если оно действительно будет принято, на ситуации с пропуском грузовиков на белорусско-литовской границе практически никак не должно отразиться. Поскольку указанные пограничные переходы в настоящий момент и так не используются для обслуживания грузового потока.

Пункт пропуска «Шумскас/Лоша» в принципе не предназначен для грузовых автомобилей (он используется только для пассажирского транспорта), а через пункт пропуска «Твярячюс/Видзы» могут проходить исключительно порожние грузовики (максимум 30 транспортных средств — на въезд в Беларусь, максимум 96 — на выезд).

Таким образом, условия пересечения белорусско-литовской границы для грузовиков, по сути, останутся прежними.

При этом подчеркнем, что закрытие для грузовых автомобилей других пунктов пропуска на белорусско-литовской границе (а остальные — «Котловка/Лаворишкес», «Каменный Лог/Мядининкай», «Бенякони/Шальчининкай» и «Привалка/Райгардас» — обслуживают грузовой поток) действительно серьезно ухудшило бы ситуацию с перевозками грузов, в том числе и для перевозчиков из третьих стран (Казахстан, Узбекистан, Армения и пр.).

Поскольку перевозчики из третьих стран, которые осуществляют грузовые перевозки на европейском направлении через Беларусь (а это наиболее экономически выгодный маршрут), сейчас вынуждены въезжать в Евросоюз через границу Литвы или Латвии. Единственный работающий на данный момент пункт пропуска на польской границе («Кукурыки/Козловичи») принимает только грузовые автомобили, зарегистрированные в ЕС или в Европейской ассоциации свободной торговли (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн).