Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

МВД опубликовало проект реестра транспортных средств

4 марта 2019 г.14:22

МВД опубликовало проект реестра транспортных средств

МВД опубликовало на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект государственного реестра транспортных средств. Новая система должна заработать с 4-го августа вместе со вступлением в силу нового закона «О государственной регистрации транспортных средств». В реестре будут содержаться сведения обо всех транспортных средствах и совершаемых с ними действиях. Считается, что благодаря этому профильные ведомства и простые граждане получат доступ к данным о любом автомобиле.

На начало года в России зарегистрировано более 60 млн. транспортных средств. Данные о них содержатся в федеральной информационной системе (ФИС) ГИБДД, но у граждан доступа к ней нет. Проверить историю автомобиля можно через сервис на сайте ГИБДД, который делает запросы в ФИС, но в последнее время ресурс работает нестабильно.

Реестр транспортных средств станет отдельной системой. Любой гражданин сможет запросить бесплатную выписку из реестра в бумажном или электронном виде через портал госуслуг или через мобильное приложение, которое будет впоследствии создано. В выписке будут указаны VIN, регистрационный знак, год выпуска, экологический класс, мощность двигателя. Можно будет увидеть, сколько собственников было у автомобиля, какое время они владели транспортным средством.

История будет доступна не сразу: сначала в реестр загрузят данные обо всех машинах и их текущих собственниках на 4-е августа. Личные данные (ФИО, ИНН, номер паспорта, СНИЛС и адрес регистрации) будут доступны сотрудникам полиции, прокуратуры, следователям, судьям, налоговым и таможенным сотрудникам. Им также покажут сведения о расположении руля автомобиля и номере паспорта транспортного средства (ПТС). История всех запросов будет также сохраняться.

Создание системы потребует «выделения средств из федерального бюджета», однако точная сумма в пояснительной записке к проекту не указана.

Отметим, что на данный момент информационная система для сбора данных об автомобилях уже есть: ее некоторое время назад запустила дочерняя структура «Ростеха» — АО «Электронный паспорт». Она понадобилась для перехода на электронные ПТС в странах Таможенного союза. Автомобили с такими паспортами уже есть, но пока их только 153. С 1-го ноября 2019-го года все транспортные средства, ввозимые в РФ или произведенные на территории РФ, будут выпускаться в обращение только с электронными паспортами.

В ГИБДД, по данным издания «Коммерсантъ», с самого начала скептически относились к проекту, не желая делиться с компанией данными из ФИС. В «Ростехе» проект курирует бывший начальник ГИБДД России Виктор Кирьянов.

«С юридической точки зрения создание реестра не вызывает вопросов, выписка из него может быть интересна для граждан, — заявил изданию директор Департамента научно-технической деятельности АО «Электронный паспорт» Борис Ионов. — Не очень понятно, зачем в реестре сведения о расположении руля, а также о производителе». При этом Борис Ионов уверяет, что о конкуренции с системой электронных ПТС речи не идет: в отличие от реестра ГИБДД, в ней будут содержаться данные обо всех автомобилях в странах Таможенного союза, а также о страховке, техосмотре, залогах и кредитах.

Уже есть онлайн-сервисы, через которые можно узнать состояние машины и пробег, говорит генеральный директор «Яндекс.Вертикалей» (сервисы «Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость», «Яндекс.Работа») Антон Забанных. «Рынок уже регулирует эти проблемы своими силами, — отмечает он. — Проект государственного реестра продолжает эту логику: чем больше у потребителя информации, тем спокойнее ему сделать выбор. Другой вопрос, что именно будет доступно в реестре и из каких источников. Например, данные о пробеге очень сложно отследить, хотя они востребованы. Будут ли там данные о ремонтах? Как эти данные будут добавляться в базу?»

В Госавтоинспекции, по сведениям «Коммерсанта», уже думают о возможном расширении перечня данных. Создание реестра будет способствовать «обелению» рынка, считает генеральный директор CarPrice Денис Долматов, но одна лишь эта мера «заметного влияния на рынок не окажет». Важно, чтобы реестр был защищен от несанкционированного доступа, говорит эксперт по системам фотовидеофиксации нарушений Григорий Шухман. По его словам, случаи «воровства» личных данных уже есть: недавно ряд СМИ сообщили о сайте, где можно было за деньги по номеру телефона, VIN и регистрационному номеру получить данные о парковочных сессиях в столице, возрасте и имени владельца.