Министерство промышленности и торговли ужесточает доступ экспортеров к мерам государственной поддержки

15 марта 2019 г.15:04

Википедия

Министерство промышленности и торговли ужесточает доступ к мерам поддержки экспорта: теперь компаниям придется подписывать долгосрочные обязательства по росту экспорта для доступа не только к льготным кредитам, но и к возмещению затрат на транспортировку. При этом лимит субсидии сокращается с 25% до 11% от стоимости продукции, что не способно перекрыть транспортные издержки при дальних поставках.

Министерство промышленности и торговли предлагает ужесточить и одновременно сбалансировать между отраслями правила компенсации экспортерам части затрат на транспортировку. Теперь субсидия входит в промышленную часть национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и с 2020-го года дает преференции тем, у кого есть корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК), включающие долгосрочные обязательства по росту экспортной выручки. К КППК привязаны и льготные кредиты. По остаточному принципу на субсидии смогут претендовать компании с краткосрочными экспортными обязательствами.

В ведомстве отмечают, что возмещение затрат на транспортировку — наиболее востребованная и эффективная мера государственной поддержки экспорта: в 2017-2018 годах ее получили 230 компаний с общим объемом поставок 408 млрд. рублей и средней результативностью предоставления субсидии 20 рублей экспорта на 1 рубль поддержки. Однако сама субсидия, как признают в министерстве, была «глубоко дефицитной»: наблюдалась отраслевая несбалансированность ее распределения.

Теперь 48% объема субсидии получит машиностроение, 45% — перерабатывающие отрасли. Фиксировать доли, как подчеркивается, пришлось потому, что основной объем (до 70%) субсидии выбирали отрасли с низким уровнем передела (леспром, производство цемента, гипса и т.д.).

Лимит годовой субсидии на одну компанию составит 1/16 от бюджета программы, но не более 700 млн. рублей. Причем автопром сможет в этом году претендовать на средства, недополученные в 2018-м году. Тогда финансирование оказалось выбрано к концу лета, и концерны, по данным издания «Коммерсантъ», недополучили десятки и сотни миллионов рублей.

Однако есть и плохие для промышленников новости: лимит субсидируемых затрат снизился с 25-27,5% от стоимости поставляемой продукции до 11% для производителей и 13% для иных юридических лиц.

Это, по словам источников «Коммерсанта», может осложнить доступ к удаленным рынкам, где затраты на транспортировку достигают 22%.