Министерство финансов США может пойти на вывод группы «ГАЗ» из-под санкций

29 апреля 2019 г.15:00

Министерство финансов США может пойти на вывод группы «ГАЗ» из-под санкций

«Группа ГАЗ» продолжает переговоры с управлением по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США о снятии санкций, которые должны вступить в силу в июле этого года, сообщил ТАСС официальный представитель группы.

Решение пока не принято, однако основной акционер предприятия Олег Дерипаска заявил о том, что успех переговоров маловероятен, а значит, компанию может ожидать банкротство и национализация. Эксперты же, наоборот, уверены в том, что сторонам удастся договориться.

Во время своего визита на завод «ГАЗ» в Нижнем Новгороде 17-го апреля Олег Дерипаска заявил зарубежным СМИ, что готов снизить свою долю в группе аналогично тому, как он снизил ее в En+. Однако, по мнению бизнесмена, это вряд ли поможет компании выйти из-под санкций. Американская сторона, отметил Олег Дерипаска, в этом не заинтересована, поскольку автопроизводитель ведет свою деятельность только в России, в отличие от того же «Русала» с заводами по всему миру. При этом бизнесмен уверен, что если санкции против «Группы ГАЗ» не будут сняты, то у компании нет шансов выжить.

В свою очередь официальный представитель автопроизводителя отметил, что группа «по-прежнему в переговорном процессе (с Министерством финансов США по поводу возможного снятия санкций с «Группы ГАЗ»)».

Также Олег Дерипаска заявлял о возможной национализации «Группы ГАЗ». Правда, по словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, переход в государственную собственность автомобильной группы пока не обсуждался. Он также отмечал, что предприятие работает бесперебойно, выполняет все задачи, поставленные перед ним.

Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто сомневается, что государство пойдет на национализацию группы, в крайнем случае, считает он, в ее капитал может войти госкомпания.

«Я не думаю, что санкции вступят в силу. Идут достаточно активные переговоры уже с прошлого года. Вопрос национализации я не рассматриваю в принципе. Это никому не нужно на сегодняшний день. Видимо, в крайней ситуации в качестве акционера может войти кто-то из государственных игроков. Например, банк с госучастием. Но это не национализация, это такая промежуточная мера, это крайняя мера. Я все-таки рассчитываю, что этого не произойдет», — сказал он.

Старший аналитик «Атон» Михаил Ганелин также отмечает вероятное урегулирование вопроса с Министерством финансов США. «Ни у кого нет желания банкротить предприятие, даже у тех, кто санкции налагает», — отметил эксперт. По его мнению, вопрос с «Группой ГАЗ» может быть решен по аналогии с «Русалом» (компания была выведена из-под санкций после того, как Олег Дерипаска отказался от контроля над ней).

«Единственным вариантом недопущения банкротства завода является сокращение доли Олега Дерипаски в уставном капитале завода по примеру En+ в обмен на снятие санкций или национализация «ГАЗа» с одновременным предоставлением финансовых субсидий со стороны государства», — сообщил старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суворов.

На следующий день после заявления Олега Дерипаски появилось письмо генерального директора Группы Вадима Сорокина, в которой сообщалось, что предприятие запросило у Правительства 29,5 млрд. рублей государственной поддержки. Как уточнили в пресс-службе «Группы ГАЗ», большую часть средств предлагалось направить на поддержку госпотребителей техники завода, другую — на субсидирование процентной ставки по кредитам. Компания видит риски того, что во втором полугодии действие санкций приведет к снижению производства на 40%, что в совокупности с растущей нагрузкой на оборотный капитал лишит компанию возможности обслуживать кредитный портфель (700 млн. рублей в месяц банковских процентов).

Кроме того, план «ГАЗа» в ситуации с санкциями предполагает развитие локализации и автокомпонентов, сообщила вице-президент «Группы ГАЗ» Елена Матвеева. Однако, несмотря на совещания и обсуждения в Правительстве, никаких решений и действий по этому вопросу нет, утверждает она. Елена Матвеева предостерегала, что проблемы «ГАЗа» затрагивают «не только 40 тыс. сотрудников группы, но и предприятия поставщиков, партнеров, смежников, работающих в России».

Тем не менее, вице-премьер Дмитрий Козак 18-го апреля заявил о готовности оказать поддержку группе, хотя вопрос о предоставлении предприятию суммы в 29,5 млрд. рублей, по его мнению, требует оценки.

По словам первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова, государство не может оставить предприятие и работников в беде. По его словам, стороны будут взаимодействовать, в том числе и по локализации комплектующих, которые сейчас «Группа ГАЗ» импортирует из-за границы.

«В случае наступления санкций завод не выдержит без государственной поддержки. Однозначно «накрывается» возможность работать с Daimler и Volkswagen. Под большим вопросом работа с китайским производителем двигателей, потому что это лицензионные двигатели американской компании», — считает Игорь Можаретто из «Автостата».

По данным аналитического агентства «Автостат», по итогам 2018-го года российская марка GAZ удерживала лидерство по продажам легких коммерческих автомобилей (LCV) в России. На ее долю пришлось около 44% от общего объема. По продажам грузовых автомобилей компания занимала второе место, уступив «КамАЗу».

Чистая прибыль «Группы ГАЗ» за 2017-й год по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) выросла в 3 раза, до 3,5 млрд. рублей. Выручка группы за 2017-й год увеличилась на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го года, составив 164,6 млрд. рублей.

Напомним: 6-го апреля 2018-го года Министерством финансов США внесло Олега Дерипаску в санкционный список. В связи с этим санкции угрожали восьми компаниям, в которых Олег Дерипаска имел доли акций. В компаниях En+, «Русал» и «Евросибэнерго» бизнесмен уменьшил свои доли акций, в результате чего США убрали их из «черного списка».

Введение санкций на компании постоянно отодвигалось. Последний срок отсрочки должен был закончиться 7-го марта, но Министерство финансов США за день до вступления санкций продлило отсрочку еще на четыре месяца, до 6-го июля 2019-го года.