Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 1 квартал 2020 года

Механизм автоматического слежения за проведением предрейсового технического контроля должны разработать к маю

17 января 2020 г.13:55

Регистрацию данных о предрейсовом техосмотре сделают автоматической

youtube.com

К маю этого года Министерство транспорта должно представить концепцию механизма, который позволит в автоматическом режиме передавать сведения о результатах технического осмотра транспортного средства перед каждым выездом в рейс и тем самым контролировать добросовестность его проведения. По крайней мере, такие сроки указаны в плане законопроектной деятельности, опубликованном на сайте Правительства. Ранее Министерство транспорта успело предложить два варианта действия системы — с помощью фотовидеосъемки и через тахографы.

Впрочем, от фотовидеофиксации того, как проходит предрейсовый технический контроль, в ведомстве уже отказались. Инициативу раскритиковало Министерство экономического развития.

Там, в частности, посчитали, что перевозчику на оборудование только одного места, где проводится осмотр, придется изыскать как минимум 100 тыс. рублей. Плюс, заметили, что мест, откуда автомобиль выезжает в рейс, может быть больше одного и что среди них вполне могут оказаться открытые площадки, оснащать которые камерами еще затратнее.

Следующей идеей Министерства транспорта стало использование тахографов. Причем эта идея, по всей видимости, остается приоритетной.

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов на странице проекта для отправки на рассмотрение Правительства значится текст, который предлагает передавать сведения о техническом контроле именно с помощью тахографов, хотя к такому порядку у Министерства экономического развития тоже были замечания.

Использование тахографов

Предполагается, что должностное лицо, ответственное за предрейсовый и предсменный технический контроль, каждый раз будет записывать результаты его проведения на карту тахографа. А уже с этой карты, после того как она будет аутентифицирована тахографом, все сведения будут автоматически передаваться в государственную автоматизированную информационную систему (ГАИС).

При этом отдельную информационную систему для технического контроля создавать не планируют (хотя когда-то была и такая мысль). Поскольку «передатчиком» информации станут тахографы, для сбора сведений о техническом контроле будут использовать ту же платформу, которую разработают для автоматизированной регистрации данных о режиме труда и отдыха. Ее, кстати, должны запустить к концу 2024-го года.

Таким образом, вместе с отметками «годно/не годно» в систему поступят сведения о транспортном средстве (регистрационный номер, VIN-номер и пр.), дата и время предрейсового осмотра и координаты того места, где он проводился. Там также должны значиться показания одометра и, естественно, информация о том, кто ответственен за технический контроль.

В тех случаях, когда установка тахографа не является обязательной или разрешено использование устройств (речь, по всей видимости, идет о тахографах ЕСТР), в функции которых не входит передача данных о техническом контроле, порядок его регистрации останется прежним — в специальных журналах и путевых листах.

Установка тахографов только для того, чтобы фиксировать технический контроль, не предусмотрена.

При этом из пояснений Министерства транспорта следует, что обеспечивать передачу дополнительных сведений будут тахографы СКЗИ — единственные, за исключением сферы международных перевозок, разрешенные к использованию на территории России.

Напомним: по закону, проходить предрейсовый или предсменный технический контроль должны только те транспортные средства, которые эксплуатируются юридическими лицами или ИП. Вне зависимости от того, осуществляют они коммерческие перевозки или перевозки для собственных нужд.

При этом некоторые юридические лица и ИП тахографы могут не устанавливать. Например, те, кто эксплуатируют автокраны, эвакуаторы, будучи сельскохозяйственными производителями, осуществляют перевозки своей продукции в пределах одного муниципального района, и пр.

Замечания и критика

Министерство экономического развития увидело аж девять недостатков предложенного механизма. И прежде всего то, что он вообще не гарантирует добросовестность технического осмотра, да и, в принципе, самого факта его проведения. Единственное, что он обеспечивает, — это передачу сведений в единую систему, а насколько эти сведения достоверные, определить не может.

Таким образом, отмечают в ведомстве, в порядке технического контроля, по сути, ничего не изменится: только бумажная регистрация сменится на цифровую и увеличатся затраты на ее реализацию.

Хотя в целесообразности этой реализации есть серьезные сомнения: всех перевозчиков автоматизированная система в любом случае не охватит, а значит, и обеспечить полный контроль не сможет. Одновременно она поставит предприятия в неравные условия: те, кому разрешено использовать устройства ЕСТР, будут продолжать вести учет в журналах и путевых листах, в то время как остальным придется «заморачиваться».

Поскольку требования для тахографов ЕСТР регламентируются международным, а не национальным законодательством, то и расширение их функций возможно только на международном уровне. До таких изменений обязать передавать с помощью устройств ЕСТР данные о техническом контроле нельзя.

Впрочем, в Министерстве экономического развития указывают, что и для тахографов СКЗИ необходимы правки в наднациональные документы. А именно — в Технический регламент Таможенного союза.

Сейчас он устанавливает закрытый перечень функций для устройств: только регистрацию режима труда и отдыха, скорости транспортного средства, пройденного пути и нарушений в работе самого тахографа. Каких-то формулировок в виде «и иные», «и прочие», «и другие» (...) он не содержит. В то же время национальное определение тахографа Министерство транспорта предлагает дополнить возможностью фиксировать «иную информацию, предусмотренную законодательством РФ».

Есть, собственно, вопросы и к непосредственному использованию тахографов ЕСТР. Во-первых, готовы ли они передавать сведения о техническом контроле и не нужно ли их для этого дорабатывать? Министерство транспорта точные данные по этому поводу не представило. А во-вторых, о каких именно картах, куда будет заноситься информация об осмотре, идет речь? Об этом в проекте тоже нет ни слова. Может, перевозчикам, помимо карты предприятия и карты водителя, придется приобретать еще одну карту специально для должностного лица?..

Тем не менее, повторимся, для отправки на рассмотрение Правительства сейчас значится именно этот вариант системы — посредством тахографов. Из законопроекта следует, что он вступит в силу через 3 года после своего официального опубликования. При этом по планам Кабинета министров внести его в Государственную Думу должны уже в этом году — не позже августа.