Литва и Германия повышают дорожные сборы для грузовиков. Насколько сильно это отразится на стоимости доставки европейских товаров?

13 ноября 2023 г.15:47

Как повышение дорожных сборов в Германии и Литве отразится на тарифах?

commons.wikimedia.org

Скоро Германия и Литва с разницей в один месяц увеличат дорожные сборы для грузовиков. И хотя прямое автомобильное грузовое сообщение между Россией и странами Евросоюза сейчас не осуществляется, а набор товаров, доставляемых из Европы, серьезно ограничен, частично перевозки все равно продолжаются, а потому повышение сборов должно отразиться и на грузовых тарифах на российско-европейском направлении. Правда, насколько существенным оно будет?.. Представители отрасли считают, что большого скачка цен ждать не стоит.

Напомним: Германия и Литва повышают дорожные сборы для грузовиков в связи с принятой в прошлом году Директивой ЕС. Она диктует странам Евросоюза принимать меры для улучшения экологической ситуации и снижения вредных выбросов, в том числе от транспорта.

Именно поэтому в дорожные сборы включают т.н. «налог на выброс CO2», зависящий от экологического класса грузового автомобиля.

В результате, с 1-го декабря 2023-го года проезд грузовиков по федеральным трассам Германии даже для машин, соответствующих экологическому стандарту «Евро-6», подорожает не менее чем на 80%.

Единственное, на первом этапе сборы будут затрагивать только грузовики массой от 7,5 тонн, однако с 1-го июля 2024-го года их также распространят и на грузовой транспорт от 3,5 тонн.

В Литве новую тарификацию сборов введут с 1-го января 2024-го года. Для грузовиков «Евро-6» массой от 12 тонн она, например, увеличит годовую плату за проезд по основным магистралям страны почти в два раза.

При этом в Литве сборы взимаются и с грузовиков от 3,5 тонн, и с коммерческого транспорта до 3,5 тонн.

Естественно, машины, работающие на экологически чистом топливе (водородное топливо, электродвигатель), от «налога на выбросы CO2» будут освобождены, но такого транспорта и в Европе сейчас мало.

Тарифы вырастут не так значительно

Вместе с тем представители российского логистического рынка считают, что на самом деле резкого скачка на доставку товаров из Европы не будет.

«Asia Import Group обсудила с коллегами из транспортных компаний, которые осуществляют перевозки грузов из ЕС, ситуацию с запланированными в Германии и Литве повышениями дорожных сборов за проезд грузовиков. По информации участников отрасли, увеличение тарифов если и скажется на доставке товаров из Евросоюза, то незначительно», — говорят в компании.

Там подчеркивают, что прежде всего мера затронет перевозчиков, которые транспортируют грузы внутри Евросоюза. «На транспортировке в другие страны она, конечно, тоже отразится, но вряд ли так же болезненно», — уточняют в Asia Import Group.

При этом в компании напоминают, что поставки товаров из Европы в Россию сейчас настолько затруднены, что все больше российских импортеров обращают внимание на продукцию из азиатских стран и оборот товаров с Евросоюзом, даже если те не попали под ограничения, снижается.

«Учитывая, что в КНР выпускают немало аналогов товаров ушедших из страны западных брендов, а также то, что качество китайской продукции постоянно повышается и она отличается сравнительно низкой ценой, импорт из этой страны становится все привлекательнее», — подытоживают в Asia Import Group.

В то же время, что касается стран Евросоюза, то аналогичную систему дорожных сборов для грузовиков сейчас, например, разрабатывают в Австрии. Да и вообще ожидается, что в дальнейшем и остальные страны должны перенять опыт Германии и Литвы, поскольку речь идет об исполнении Директивы ЕС...