Тарифы на доставку грузов из Европы точно возрастут

9 ноября 2023 г.12:30

Тарифы на доставку грузов из Европы точно возрастут

commons.wikimedia.org

С 1-го января 2024-го года в Литве значительно увеличатся дорожные сборы для грузовиков, поскольку в них включат т.н. «налог на выбросы CO2», предупреждают в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков России (АСМАП). То же самое месяцем ранее произойдет в Германии, а это значит, что тарифы на доставку грузов на европейском направлении в ближайшее время рискуют значительно вырасти.

Напомним: страны Евросоюза начинают постепенно дифференцировать дорожные сборы в зависимости от экологического класса автомобиля и увеличивать ставки т.н. «налога на выбросы CO2» в связи с Директивой ЕС, принятой в прошлом году. Она как раз таки направлена на улучшение экологической ситуации и уменьшение вредных выбросов.

Так, в частности, в Германии дорожные сборы для грузовиков увеличатся уже менее чем через месяц — с 1-го декабря 2023-го года. Причем даже для большегрузов, соответствующих экологическому классу «Евро-6», ставки вырастут приблизительно на 80%. А с 1-го июля следующего года сборы распространят и на грузовики массой от 3,5 до 7,5 тонн, хотя сейчас их владельцы от уплаты освобождены.

В Литве повышение сборов тоже обещает быть серьезным. С 1-го января 2024-го года ставки точно так же будут зависеть от экологического стандарта автомобиля.

Если, например, сейчас за грузовик массой более 12 тонн в год необходимо заплатить около 750 евро, то с 2024-го года выплаты для автомобилей с самым низким экологическим классом («Евро-0») вырастут почти до 3,1 тыс. евро в год, для автомобилей, соответствующих «Евро-3», — почти до 2 тыс. евро в год, для автомобилей «Евро-6» — до 1,3 тыс. евро в год.

При этом в Литве дорожные сборы взимаются не только с грузовиков массой от 12 тонн, но и с грузовиков от 3,5 до 12 тонн и с коммерческого транспорта до 3,5 тонн. Под оплату также подпадают автобусы.

Что еще важно, что сборы дифференцируются в зависимости от срока: можно будет приобрести виньетку сроком как на год, так и на один день, на одну неделю или на один месяц.

В целом, в Литве платными являются 19 магистралей общей протяженностью порядка 1,7 тыс. км. Однако сейчас власти республики изучают возможность распространения дорожных сборов и на сельские трассы.

Таким образом, повышение дорожных сборов в Литве и в Германии неизменно отразится на росте тарифов и на цене на доставку грузов на европейском направлении. И хотя на данный момент в связи с санкциями ЕС товарооборот Беларуси и России со странами Евросоюза значительно сокращен, перевозки товаров, которые не подпадают под ограничения, продолжаются.

При этом в дальнейшем ожидается, что практику Германии и Литвы по исполнению Директивы ЕС переймут и другие страны Союза. Так, например, в Австрии сейчас тоже готовится система по включению в дорожные сборы для грузовиков т.н. «налога на выбросы CO2». Ее планируют поэтапно внедрять в 2024-2026 годах.

Повсеместно ставки дорожных сборов не должны измениться только для электрического транспорта или транспорта, работающего на водородном топливе, но таких машин и в европейских странах сейчас совсем незначительное количество.