Литовские перевозчики провели перед зданием Сейма акцию протеста «Верните литовские тягачи!»

11 декабря 2025 г.15:41

Литовские перевозчики провели акцию протеста

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

В среду, 10-го декабря, литовские перевозчики пригнали свои тягачи к зданию Сейма и провели там акцию протеста в связи с тем, что их транспортные средства остаются на территории Беларуси. При этом перевозчики требуют у своих властей не только решить ситуацию и как можно скорее добиться возвращения автомобилей своим владельцам, но и компенсировать убытки, размер которых уже может достигать 100 млн. евро. Они считают, что Правительство, принявшее одномоментно решение о закрытии границы с Беларусью без оценки возможных последствий, по-прежнему «совершает ошибку за ошибкой». В Правительстве, в свою очередь, от выплаты компенсаций пока «отмахиваются» и все так же угрожают властям Беларуси повторным закрытием границы.

Напомним: после того как в конце октября Литва закрыла автомобильные пункты пропуска на границе с Беларусью, на территории Беларуси остались литовские перевозчики, которые и не могли успеть выехать, поскольку решение о закрытии границы было принято постфактум, без предварительного уведомления.

В итоге, их транспортные средства были перемещены на специальные охраняемые стоянки в приграничной зоне и по-прежнему остаются там, несмотря на то что 20-го ноября Литва досрочно открыла границу и автомобильные пункты пропуска между странами на данный момент функционируют.

Эксперты полагают, что белорусские власти не дают «отмашку» на выезд фур, поскольку опасаются, что, после того как все транспортные средства покинут территорию республики, Литва снова закроет границу.

Тем более что сразу после возобновления трансграничного движения литовские службы действительно не давали разрешение на выезд в РБ литовским грузовикам, а Правительство балтийской республики постоянно повторяет, что может опять перекрыть границу, и уже даже выносило этот вопрос на повестку заседания.

Одновременно власти Литвы угрожают введением своих национальных санкций в отношении Беларуси и отказываются провести переговоры хотя бы на уровне МИД об урегулировании ситуации на границе.

Таким образом, литовские перевозчики уже в течение полутора месяцев не могут вернуть свои тягачи, а также прицепы и полуприцепы к ним.

При этом каждый день задержки приносит им дополнительные расходы. Так, как минимум в 200 евро в день оценивается простой каждого грузовика. Плюс, еще 120 евро в сутки стоит охраняемая стоянка.

По словам президента ассоциации грузоперевозчиков Литвы «Линава» Эрландаса Микенаса, общий ущерб на данный момент может достигать почти 100 млн. евро. Перевозчики рассчитывают, что эти убытки им компенсирует их Правительство. Иначе они угрожают подать многочисленные иски и добиваться компенсации через суд, поскольку, по их мнению, это Правительство республики, приняв решение о закрытии границы с Беларусью без оценки возможных последствий, «совершает ошибку за ошибкой».

Правда, в Правительстве Литвы по вопросу возможных компенсаций пока ничего конкретного не говорят.

Вернее, премьер-министр республики Инга Ругинене отправила перевозчиков за компенсацией к властям Беларуси, министр финансов Криступас Вайтекунас заявил, что это самим перевозчикам не следовало работать на восточном направлении, а министр внутренних дел Владислав Кондратович отметил, что, прежде чем решать вопрос с компенсациями, необходимо в принципе понять, сколько транспортных средств находится на территории РБ.

При этом данные о количестве литовских транспортных средств, находящихся на территории Беларуси, действительно расходятся.

Так, по данным МВД, в соседней стране сейчас задержано около 280 литовских тягачей и прицепов/полуприцепов, а в таможне Литвы говорят, что речь идет о 185 грузовиках.

В свою очередь, по подсчетам ассоциации «Линава», на территории Беларуси остается около 4 тыс. транспортных средств литовских перевозчиков, в том числе порядка 1,2 тыс. тягачей.

И вот эти цифры, кстати, близки к данным белорусской стороны. Ранее, сообщая о перемещении грузовиков на специальные охраняемые стоянки, таможенные органы РБ отмечали, что туда доставили около 1,4 тыс. грузовиков.

В любом случае, литовская ассоциация «Линава» уже попросила своих коллег из Беларуси помочь в подсчете транспортных средств. Только не очень понятно, примет ли эти подсчеты литовское Правительство.

В свою очередь, в Правительстве Литвы продолжают настаивать на повторном закрытии границы с Беларусью. Единственное, прежде там намерены решить вопрос с помощью представителей Еврокомиссии и США, усилив совместное давление на Минск.

Добавим также, что накануне Правительство Литвы ввело в стране режим экстремальной ситуации из-за массового запуска метеорологических зондов с территории Беларуси с контрабандой сигарет. В принципе, именно эти запуски в свое время и стали официальной причиной закрытия границы с соседней страной.