Когда каждый за себя: ШОС забросали ... логистическими предложениями
26 октября 2023 г.11:58

Пресс-служба Правительства РФ
Сегодня, 26-го октября, в Бишкеке (Кыргызстан) состоялось заседание совета глав Правительств государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в расширенном составе. И в своих выступлениях представители 11 стран не последнее внимание уделили тому, что сейчас болит (Россия), или тому, что обещает выгоду со всех сторон (Казахстан), — углублению логистического взаимодействия. Потому что каждая страна в условиях трансформации прежних транспортных коридоров пытается не потерять свой кусок «золотого пирога», а кому-то просто жизненно необходимо (Россия), чтобы эти новые логистические связи в принципе были.
Выработать общий транзитный потенциал
С таким предложением к ШОС обратился премьер-министр РФ Михаил Мишустин. «В прошлом году в Шанхайской организации сотрудничества была утверждена Концепция развития взаимосвязанности и создания эффективных транспортных коридоров», — напомнил он.
И призвал своих коллег «активнее подключиться к реализации столь значимого документа, поручить профильным ведомствам принять необходимые для этого меры, в том числе приступить к разработке проекта международного договора по использованию транзитного потенциала наших государств».
Кроме того, Михаил Мишустин указал на необходимость продолжить подготовку меморандума развития автомобильных дорог на пространстве ШОС. С этой инициативой ранее тоже выступила Россия.
При этом премьер-министр РФ подчеркнул, что его страна уже работает в этом направлении и системно занимается модернизацией дорожной сети.
«Начали несколько стратегических проектов, которые откроют дополнительные возможности для доставки грузов. В частности, последовательно формируем транспортно-логистические маршруты «Север-Юг» и «Запад-Восток», наращиваем инфраструктурные мощности Северного морского пути», — уточнил представитель РФ.
Поясним: транспортный коридор «Север-Юг» крайне необходим России для вывоза и доставки грузов через иранские порты, маршрут «Запад-Восток» обеспечивает логистическую связь с основным сейчас торговым партнером РФ — Китаем, а Северный морской путь является проектом, которым Россия пытается заинтересовать Китай и Индию, поскольку он открывает короткую дорогу в страны Европы, однако его использование осложняется климатическими особенностями Северного Ледовитого океана (где и проходит транспортный коридор) и санкционными ограничениями, когда Евросоюз в принципе старается найти пути для доставки товаров в обход России.
Пересмотреть соглашение об автомобильных перевозках
С этим предложением выступил представитель Казахстана — премьер-министр республики Алихан Смаилов. По его словам, действующее соглашение не работает в полную силу, а потому следует «выработать новые оптимальные подходы с учетом имеющихся в регионе международных маршрутов».
А через Казахстан, к слову, как раз таки и проходят основные сейчас для региона транспортные коридоры — «Север-Юг», крайне необходимый России и Ирану, и Транскаспийский маршрут, интересный как Китаю, так и ЕС.
Поэтому неудивительно, что Алихан Смаилов напомнил про еще одну инициативу своей страны — создать партнерскую сеть стратегических портов и логистических центров.
Ведь территория Казахстана, где пересекаются два основных транспортных маршрута, действительно видится оптимальной для создания такой сети, тем более что вкладываться в ее развитие будут все стороны — и те, что заинтересованы в коридоре «Север-Юг», и те, что продвигают Транскаспийский путь.
Одновременно премьер-министр республики специально для Китая подчеркнул важность его проекта «Один пояс – один путь», указав, что вместе с Транскаспийским международным транспортным маршрутом тот «создает все предпосылки для раскрытия возможностей коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг» (то есть: и про Россию тут не забыл).
И отметил, что Казахстан заинтересован в увеличении транзита товаров и успешном функционировании железной дороги «Казахстан-Туркменистан-Иран» (а это тоже про Россию и транспортный коридор «Север-Юг»).
Создать общий экономический рынок
Это предложение озвучил глава Кабинета министров Кыргызстана Акылбек Жапаров. «В целях создания благоприятных условий и устойчивого социального-экономического развития региона предлагается начать работу по созданию «общего экономического рынка» на современных инновационных принципах развития», — подчеркнул он.
К слову, Кыргызстан, который тоже довольно протяженно граничит с Китаем, пытается перетянуть на себя ту лакомую роль, которая сейчас досталась Казахстану. Правда, тут природа не совсем на стороне Кыргызстана: сложные рельефные особенности не позволяют провести больше дорог с Китаем.
Даже вот строительство железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» из-за этого обсуждалось чуть ли не в течение 20 лет. Хотя сейчас стороны все-таки выработали совместное видение проекта и успели уже подготовить его технико-экономическое обоснование.
Об этом Акылбек Жапаров в своем выступлении, естественно, тоже напомнил. «В этом контексте хочу отметить поступательное продвижение проекта строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», который свяжет Восток и Запад по маршруту «Китай – Западная Азия – Европа»», — отметил он.
Иными словами, Кыргызстан тоже рассчитывает, что таким образом сможет предоставить еще один вариант перевозки товаров между Китаем и Европой в обход России.
Кроме того, глава Кабинета министров республики предложил укреплять сотрудничество в области электронной коммерции, электронной таможни и электронной логистики и таким образом, видимо, создать и общий «электронный» рынок.
Ускорить запуск автомобильных маршрутов между странами ШОС
Об этом заявил премьер-министр Таджикистана Кохир Расулзода. Он напомнил, что еще в 2014-м году в рамках ШОС было подписано соглашение об открытии шести новых маршрутов для выполнения автомобильных грузовых перевозок с востока Китая в страны Центральной Азии и Россию. И хотя в 2017-м году документ уже вступил в силу, эти маршруты как следует не заработали.
Таджикистан же заинтересован в их запуске, поскольку как минимум один из них проходит через его территорию. А в нынешних условиях, когда трансформируются прежние логистические связи, Таджикистан, естественно, тоже не хочет остаться в стороне.
«Таджикистан неизменно выступает за реализацию ранее принятых документов ШОС в этом направлении, в том числе по формированию единой транспортной системы и созданию международных логистических центров, используя при этом транзитный потенциал всех без исключения государств-членов [организации]», — подчеркнул Кохир Расулзода.
В связи с этим он призвал своих коллег «активизировать усилия по скорейшему запуску шести автомобильных маршрутов».
Наращивать мультимодальные перевозки из Китая в Иран
Это тот транспортный коридор, в развитии которого свою выгоду видит не только Кыргызстан, но и Узбекистан. И именно премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов напомнил важность этой логистической инициативы.
«В настоящее время идет активное продвижение ряда стратегических проектов по развитию магистралей «Север-Юг» и «Восток-Запад». В этой связи особое значение приобретает начало практических работ по проекту строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Выступаем за наращивание мультимодальных перевозок по этому маршруту, а также через Афганистан, в направлении портов Ирана, а также Пакистана с выходом на рынки Южной Азии и Ближнего Востока», — подчеркнул он.
Кстати, в выстраивании логистического маршрута в Пакистан Россия тоже заинтересована, поскольку он дает ей еще один выход к морю.
Помимо этого, Узбекистан, который, естественно, тоже хочет использовать для своей выгоды сложившиеся геополитические реалии, призвал как можно скорее приступить к созданию единой карты транспортной взаимосвязанности государств ШОС. «Это позволит определить узкие места и пробелы, наметить первоочередные меры и проекты для формирования общей интегрированной транспортно-транзитной системы», — отметил Абдулла Арипов.
И не просто отметил... Он подчеркнул, что этот вопрос будет предметно рассмотрен уже 1-го ноября в Ташкенте — в рамках первого транспортного форума ШОС с участием глав транспортных ведомств, а также руководителей крупных транспортно-логистических компаний и специалистов этой отрасли.
Шанхайская организация сотрудничества
Напомним: Шанхайская организация сотрудничества была создана в 2001-м году. На тот момент в нее входили шесть государств: Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан. Чуть позже к ней присоединились Индия и Пакистан, а летом этого года членом ШОС официально стал Иран.
Тогда же была запущена процедура по вступлению в ШОС Беларуси, которая пока имеет статус наблюдателя. Вместе с ней этот статус также делит Монголия.
На проходящем заседании ШОС также присутствует представитель Туркменистана как той страны, которая получает приглашения на саммиты глав государств-членов Организации.