Китай может вложиться в модернизацию железных дорог Турции, чтобы нарастить перевозки грузов в ЕС в обход России

14 января 2025 г.17:44

Китай может вложиться в модернизацию железных дорог Турции

pxhere.com

Китай может инвестировать в модернизацию железных дорог Турции около 60 млрд. долларов, что даст возможность нарастить доставку товаров в Евросоюз в обход России, ссылается ТАСС на издание South China Morning Post. Через Турцию, напомним, проходит Транскаспийский маршрут, который после 2022-го года стал одним из основных наземных транспортных коридоров, позволяющих перевозить грузы между КНР и ЕС без задействования российской инфраструктуры. В его развитие сейчас вкладывается как Китай, так и Евросоюз.

По словам старшего научного сотрудника сингапурского исследовательского института Джаянта Менона, Китай «надеется, что турецкая железнодорожная сеть поможет доставлять грузы в Европу и из нее», на фоне того, что после 24-го февраля 2022-го года ЕС старается сокращать объем перевозок через Россию.

То, что Китай заинтересован в развитии транспортных коридоров в обход России, в том числе железных дорог Турции, изданию South China Morning Post подтвердил и глава инвестиционного управления в Администрации президента Турции Бурак Даглыоглу.

Он добавил, что в рамках работ по модернизации Турция, например, рассчитывает провести электрификацию дорог, создать новые внутренние маршруты и высокоскоростную линию из Стамбула в Анкару.

Как отметил чиновник, у китайского производителя железнодорожного транспорта CRRC Zhuzhou Electric Locomotive есть завод в Турции, другие подрядчики также могут подать заявки на участие в тендере.

Напомним: основным транспортным коридором, который позволяет доставлять грузы между Китаем и ЕС в обход России, сейчас считается Транскаспийский маршрут. Он проходит через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан и Грузию и таким образом выходит на Турцию.

При этом важной частью логистического пути является недавно построенная железная дорога «Баку-Тбилиси-Карс». Однако она заканчивается у границы с Грузией, в то время как от Карса до границы с Болгарией еще необходимо преодолеть порядка 1,7 тыс. км.

Вместе с тем «узким» местом на маршруте все-таки в большей степени можно назвать акваторию Каспийского моря, нежели железные дороги Турции. Помимо того что здесь в принципе требуется перевалка грузов с одного вида транспорта на другой или погрузка транспортного средства или вагонов на паром, необходимо еще провести реконструкцию портов с их дноуглублением (в казахстанском порту Курык такие работы уже начаты), нарастить торговый флот и т.п.

Однако в целом объем перевозок по Транскаспийскому маршруту за последние три года действительно значительно увеличился. Если по итогам 2022-го года грузооборот транспортного коридора составил 1,5 млн. тонн, то по итогам 2023-го года он вырос до 2,5 млн. тонн, а по итогам 11 месяцев 2024-го года — до 4,1 млн. тонн.