Кыргызстан и Турция упростят двусторонние грузовые перевозки
13 февраля 2024 г.12:05
Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики
Турция и Кыргызстан продолжат предпринимать шаги для либерализации двусторонних и транзитных грузовых перевозок. Об этом было заявлено в ходе встречи министров транспорта двух стран в рамках прошедшего накануне 11-го заседания кыргызско-турецкой Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Кроме того, Турция и Кыргызстан будут работать над укреплением транспортных коридоров, соединяющих Восток и Запад в обход России.
«Стороны договорились продолжить активную работу над транспортными коридорами, соединяющими государства Кыргызстан и Турцию, в целях укрепления торгово-экономических связей, продолжения либерализации разрешительных документов, используемых для международных грузоперевозок, цифровизации транспортных связей, обмена опытом в целях повышения потенциала сотрудников, также оказания технической поддержки Государственному предприятию «НК «Кыргыз темир жолу» («Железные дороги Кыргызстана» – прим.)», — говорится по итогам встречи на сайте Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызстана.
Ранее в издании Sabah отмечалось, что речь идет о либерализации двусторонних и транзитных грузовых перевозок. «Это решение с учетом изменений в цепочках поставок и растущий спрос на автомобильные перевозки будет способствовать развитию торговли между нашими странами, а также торговли между Востоком и Западом. Это укрепит и центральный транспортный коридор», — пояснял в комментариях газете министр транспорта и инфраструктуры Турции Абдюлькадир Уралоглу.
Правда, в чем именно будет проявляться либерализация, ни в его словах, ни в релизе Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызстана не уточнялось. Возможно, речь идет об упрощении механизма обмена разрешениями или вовсе об отказе от двусторонних и транзитных дозволов.
При этом развитие центрального транспортного коридора действительно сейчас является актуальным вопросом, поскольку этот коридор включает в себя сеть маршрутов, которые соединяют между собой страны Азии и Европы и позволяют выполнять грузовые перевозки в обход России. Кроме того, он может стать альтернативой логистическому пути через Суэцкий канал в условиях военного конфликта в Красном море.
Один из таких маршрутов как раз таки проходит через Кыргызстан. Он может обеспечить связь Китая со странами ЕС благодаря выходу через Узбекистан и Туркменистан на Каспийское море, а оттуда — через Азербайджан и Грузию на Турцию.
Причем в ближайшие годы на этом пути предполагается развитие и железнодорожного сообщения. По крайней мере, сейчас Китай, Кыргызстан и Узбекистан работают над проектом железной дороги, соединяющей три страны. При этом с другой стороны Каспийского моря железная дорога уже есть: магистраль «Баку-Тбилиси-Карс» между Азербайджаном, Грузией и Турцией была введена в эксплуатацию в 2017-м году.
Как следует со слов Абдюлькадира Уралоглу, Турция готова вложиться и в проект дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». «Эти инвестиции (в железнодорожную сферу – прим.) выгодны не только нам самим, но и странам региона. В 2017-м году мы ввели в строй железную дорогу «Баку-Тбилиси-Карс» и обеспечили тем самым бесперебойно функционирующую железнодорожную систему в этом транспортном коридоре», — пояснил министр транспорта и инфраструктуры Турции.
В свою очередь, министр транспорта и коммуникаций Кыргызстана Тилек Текебаев подчеркнул, что логистика является одной из ключевых сфер взаимодействия между двумя странами.
«Торговые отношения между Кыргызстаном и Турцией развиваются быстро. Мы регистрируем рост грузовых перевозок. Соглашения, которые ... заключены между двумя странами в области автомобильных перевозок, очень важны. Мы изучаем альтернативные логистические коридоры и ищем пути для укрепления сотрудничества с Турцией. Сотрудничество между нашими странами в сфере транспорта будет расширено», — заключил он.