Казахстан, Россия, Иран и Туркменистан разработали дорожную карту по развитию коридора «Север-Юг»

9 ноября 2023 г.16:54

Казахстан заинтересован и в развитии транспортного коридора «Север-Юг»

Пресс-служба премьер-министра Республики Казахстан

Казахстан, Россия, Иран и Туркменистан разработали дорожную карту по развитию международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг». Об этом, как отмечает ТАСС, на саммите Организации экономического сотрудничества (ОЭС) в Ташкенте заявил премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов. По его словам, дорожная карта позволит увеличить мощность логистического маршрута до 15 млн. тонн к 2027-му году.

«Премьер-министр добавил, что вместе с тем Казахстан принимает меры по раскрытию потенциала транспортного коридора «Север-Юг». Для развития данного маршрута разработана дорожная карта совместно с Ираном, Туркменистаном и Россией, реализация которой позволит увеличить мощности коридора с 10 млн. до 15 млн. тонн до 2027-го года», — сообщили в пресс-службе Алихана Смаилова.

По оценке главы Правительства Казахстана, особую важность на этом направлении представляет железная дорога «Казахстан-Туркменистан-Иран», которая является кратчайшим маршрутом между государствами ОЭС в Центральной Азии и на Ближнем Востоке.

В сообщении пресс-службы уточняется, что за девять месяцев грузовой поток по этому маршруту в направлении Ирана увеличился на 9% и превысил 1,5 млн. тонн. В то же время премьер-министр подчеркнул, что целесообразно «усилить совместную работу как по снятию административных барьеров, так и по углублению интеграции транспортно-логистических систем».

На данный момент международный транспортный коридор «Север-Юг» имеет решающее значение для России, поскольку в условиях санкций обеспечивает альтернативные пути доставки в страну необходимых товаров, а также дает дополнительный выход к морю через иранские порты.

По последней причине логистический маршрут важен и для Казахстана, у которого нет доступа к мировому океану. При этом через территорию республики проходят две ветки транспортного коридора: восточная (обходит Каспийское море с востока) и центральная (идет непосредственно через акваторию Каспийского моря).

Как раз таки восточная ветка связывает между собой Россию, Казахстан, Туркменистан и Иран и имеет преимущественно железнодорожное сообщение.

Вместе с тем сейчас Казахстан активно развивает и еще один международный транспортный коридор — Транскаспийский маршрут, который обеспечивает перевозку грузов между Китаем и Евросоюзом в обход России и таким образом позволяет ЕС усиливать транзитные ограничения в отношении РФ.