Казахстан предлагает России активнее использовать для перевозок порты на Каспийском море

30 января 2025 г.12:59

Казахстан предлагает России активнее использовать для перевозок каспийские порты

Официальный портал государственных органов Республики Казахстан

Казахстан создает все условия для того, чтобы российские компании активнее использовали для грузовых перевозок порты на побережье Каспийского моря — Актау и Курык, цитирует ТАСС министра транспорта Казахстана Марата Карабаева. По его словам, власти республики уже провели работы по углублению дна и ожидают, что аналогичные мероприятия выполнит и российская сторона в порту в Махачкале. Маршрут через Каспийское море может ускорить доставку товаров в южные регионы России, а также на Северный Кавказ. Кроме того, он может использоваться для организации логистических потоков между Россией и Кыргызстаном. Правда, при этом следует иметь в виду, что порты Актау и Курык в принципе являются основными на казахстанском побережье Каспийского моря, а потому испытывают значительную нагрузку. Так, в частности, через них также осуществляются перевозки между Китаем и ЕС в обход России.

«Мы создаем условия для того, чтобы российские экспортеры использовали наши портовые мощности Актау и Курык. И, безусловно, один из вопросов, который мы поднимали, — мы провели углубительные работы в своих портах, аналогичные работы ожидаем в Махачкале», — заявил Марат Карабаев, комментируя переговоры премьер-министров двух стран Олжаса Бектенова и Михаила Мишустина, которые состоялись в Астане.

Порт Актау расположен на северо-восточном побережье Каспийского моря, в нем функционируют нефтяные терминалы. Морская гавань также предназначена для перевозки сухих грузов, в том числе в Азербайджан, Иран, Туркменистан и Россию.

В свою очередь, порт Курык расположен южнее порта Актау, паромный комплекс в нем используется для перевалки зерна, нефтепродуктов, удобрений, химикатов и др. грузов.

Оба порта входят как в международный транспортный коридор «Север-Юг», так и в Транскаспийский маршрут. Причем для последнего морские гавани имеют большее значение, поскольку открывают выход на Азербайджан в обход России, откуда через Грузию и Турцию товары из Китая доставляются в Европу, что особенно актуально для ЕС в условиях санкционного режима в отношении РФ.

Для России же путь через Каспийское море может ускорить доставку в южные регионы и на Северный Кавказ. Кроме того, Кыргызстан рассчитывает использовать этот маршрут для обеспечения дополнительной связи с европейской частью РФ.