Казахстан предлагает России активнее использовать для перевозок порты на Каспийском море
30 января 2025 г.12:59

Официальный портал государственных органов Республики Казахстан
Казахстан создает все условия для того, чтобы российские компании активнее использовали для грузовых перевозок порты на побережье Каспийского моря — Актау и Курык, цитирует ТАСС министра транспорта Казахстана Марата Карабаева. По его словам, власти республики уже провели работы по углублению дна и ожидают, что аналогичные мероприятия выполнит и российская сторона в порту в Махачкале. Маршрут через Каспийское море может ускорить доставку товаров в южные регионы России, а также на Северный Кавказ. Кроме того, он может использоваться для организации логистических потоков между Россией и Кыргызстаном. Правда, при этом следует иметь в виду, что порты Актау и Курык в принципе являются основными на казахстанском побережье Каспийского моря, а потому испытывают значительную нагрузку. Так, в частности, через них также осуществляются перевозки между Китаем и ЕС в обход России.
«Мы создаем условия для того, чтобы российские экспортеры использовали наши портовые мощности Актау и Курык. И, безусловно, один из вопросов, который мы поднимали, — мы провели углубительные работы в своих портах, аналогичные работы ожидаем в Махачкале», — заявил Марат Карабаев, комментируя переговоры премьер-министров двух стран Олжаса Бектенова и Михаила Мишустина, которые состоялись в Астане.
Порт Актау расположен на северо-восточном побережье Каспийского моря, в нем функционируют нефтяные терминалы. Морская гавань также предназначена для перевозки сухих грузов, в том числе в Азербайджан, Иран, Туркменистан и Россию.
В свою очередь, порт Курык расположен южнее порта Актау, паромный комплекс в нем используется для перевалки зерна, нефтепродуктов, удобрений, химикатов и др. грузов.
Оба порта входят как в международный транспортный коридор «Север-Юг», так и в Транскаспийский маршрут. Причем для последнего морские гавани имеют большее значение, поскольку открывают выход на Азербайджан в обход России, откуда через Грузию и Турцию товары из Китая доставляются в Европу, что особенно актуально для ЕС в условиях санкционного режима в отношении РФ.
Для России же путь через Каспийское море может ускорить доставку в южные регионы и на Северный Кавказ. Кроме того, Кыргызстан рассчитывает использовать этот маршрут для обеспечения дополнительной связи с европейской частью РФ.