Казахстан построит грузовой терминал в порту Ирана
12 декабря 2025 г.10:42

Пресс-служба президента Республики Казахстан
Власти Казахстана планируют построить в иранском порту Шахид-Раджаи транспортно-логистический терминал. Об этом, как отмечает ТАСС, сообщил президент республики Касым-Жомарт Токаев на казахстанско-иранском бизнес-форуме в Астане, в котором в рамках своего первого официального визита в Казахстан также принял участие президент Ирана Масуд Пезешкиан. Реализация проекта, во-первых, обеспечит выход к морю для самого Казахстана, который такого выхода не имеет, а во-вторых, будет способствовать развитию восточной ветки приоритетного для России транспортного коридора «Север-Юг».
«Казахстан готов к совместной работе по развитию портовых терминалов, совершенствованию логистики и увеличению объемов транзитных грузов. При этом уже осуществляется ряд совместных проектов. В частности, мы планируем построить транспортно-логистический терминал в морском порту Шахид-Раджаи. Это откроет путь для прямой доставки казахстанской продукции на мировые рынки», — рассказал Касым-Жомарт Токаев.
При этом он подчеркнул, что Казахстан также заинтересован в налаживании связей между портами Актау и Курык и иранскими портами Амирабад и Энзали, которые находятся на Каспии. Это обеспечит альтернативный вариант сообщения между двумя странами — непосредственно через акваторию Каспийского моря.
Кроме того, по словам президента Казахстана, есть планы по установлению партнерских отношений с крупнейшими иранскими морскими портами Бендер-Аббас и Чабахар.
«Для нас важно развивать мультимодальные коридоры, соединяющие Центральную Азию с Персидским заливом, и особую роль в этом деле играет железная дорога «Казахстан-Туркменистан-Иран». Объем грузоперевозок по этому маршруту может увеличиться вдвое к 2030-му году, что, несомненно, будет иметь колоссальный экономический эффект. Оживление торговых отношений в регионе позволит запустить новые промышленные проекты. Кроме того, это обеспечит условия для открытия сервисных центров и производственных площадок», — подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
Напомним: через Казахстан и Иран проходит восточная ветка международного транспортного коридора «Север-Юг», который на данный момент является одним из приоритетных и для России. Таким образом, наращивание грузооборота между Ираном и Казахстаном будет одновременно содействовать и развитию этого маршрута, увеличению его пропускной способности, строительству новых инфраструктурных объектов и пр.
Сам же порт Шахид-Раджаи, где Казахстан планирует построить грузовой терминал, является по сути частью крупнейшего иранского порта Бендер-Аббас. По крайней мере, они находятся всего в 15 км друг от друга.
Порт расположен на берегу Ормузского пролива, обеспечивая кратчайший выход на страны Аравийского полуострова.
При этом стоит отметить, что для Казахстана развитие портовой инфраструктуры в других странах в принципе имеет особое значение, поскольку сама республика лишена прямого выхода к морю.

