Какими будут новые ставки утилизационного сбора в Беларуси?
4 февраля 2025 г.15:48

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
Напомним: недавно стало известно, что в Беларуси значительно повысят утилизационный сбор на ввозимые транспортные средства, уравняв ставки с российскими. Соответствующее постановление уже опубликовано на Национальном правовом интернет-портале, оно вступит в силу с 10-го февраля 2025-го года. То есть: уже с 10-го февраля утилизационный сбор начнут рассчитывать по-новому. При этом стоит отметить, что повышение главным образом затронет грузовики и автобусы, а также легковые автомобили, если они ввозятся юридическими лицами. Для граждан, которые для личного пользования приобрели себе за рубежом легковой автомобиль младше трех лет, ставки утилизационного сбора вообще не изменятся, а на машины старше трех лет — поднимутся приблизительно на 30%.
Таким образом, ставки утилизационного сбора на электромобили, а также на легковые автомобили младше трех лет, ввозимые физическими лицами для личного пользования, сохранятся на прежнем уровне в 544,5 рублей, а на транспортные средства тех же категорий, но старше трех лет — увеличатся с 816,7 до 1 089 рублей, то есть на 33%.
Если же аналогичные транспортные средства ввозятся юридическими лицами, то в таком случае ставки утилизационного сбора с 10-го февраля повысятся сразу более чем в два раза, причем это касается и электромобилей.
Точно так же, чуть более чем в два раза, утилизационный сбор поднимут и на грузовики с автобусами. Так, в частности, на наиболее востребованные грузовые транспортные средства ставки сбора с 10-го февраля составят 55 795,84 рубля (грузовики массой от 12 до 20 тонн) и 95 536,46 рубля (седельные тягачи массой от 12 до 20 тонн).
Правда, здесь предусмотрены свои исключения: при ввозе седельных тягачей экологического класса Евро-5 и Евро-6 младше трех лет ставки утилизационного сбора не только не увеличатся, но, по сравнению с действующими, даже слегка снизятся.
С седельных тягачей массой от 12 до 20 тонн экологического класса Евро-5 и Евро-6 будет взиматься сбор в размере 30 043,91 рублей, с седельных тягачей массой от 20 до 50 тонн — в размере 35 395,65 рублей.
Стоит отметить, что прежде льготы действовали только в отношении грузовых транспортных средств экологического класса Евро-6, но с 10-го февраля их, как видим, распространят и на Евро-5.
Впрочем, в данном случае все-таки есть свое «но»: пониженные ставки утилизационного сбора будут применяться при ввозе тягачей в пределах установленных квот и при условии согласования ввоза с Министерством транспорта и коммуникаций РБ. Если квоты превышены, то импорт по льготным ставкам в принципе тоже возможен, но уже при согласовании с Комиссией по вопросам промышленной политики.
При этом, что еще крайне важно, получателями льгот могут быть только юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие допуск к международным перевозкам.
Напомним, что изменение ставок утилизационного сбора в Правительстве Беларуси пояснили необходимостью уравнять их с российскими ставками.
В России же ставки утилизационного сбора с 1-го октября прошлого года подняли сразу на 70-85%, а теперь с 1-го января каждого года (вплоть до 2030-го года включительно) их планируют дополнительно повышать еще на 10-20%.