Как Казахстан планирует развивать морской участок Транскаспийского маршрута?
14 декабря 2023 г.17:20
Пресс-служба Министерства транспорта Республики Казахстан
Выступая на заседании Правительства Казахстана по вопросам развития водного транспорта, министр транспорта республики Марат Карабаев рассказал о том, какие меры сейчас предпринимаются для развития морского участка Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Этот маршрут, напомним, проходит через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан и Грузию и позволяет доставлять грузы между Китаем и Европой в обход РФ, что в перспективе дает Евросоюзу возможность усилить санкции в отношении России.
В целом, как отметил Марат Карабаев, грузовые перевозки по Транскаспийскому маршруту, по сравнению с прошлым годом, выросли в два раза, до 2,5 млн. тонн. Однако главой государства поставлена задача нарастить объемы на транспортном коридоре еще как минимум в пять раз.
«Для этого с Азербайджаном, Грузией и Турцией подписана Доркарта, в соответствии с которой каждой страной принимаются меры по синхронному развитию собственной транспортной инфраструктуры. Совместно с казахстанскими экспортерами и крупными международными транспортно-логистическими компаниями, такими как Maersk, Cosco Shipping и PSA, проводится анализ грузовой базы, потенциально ориентированной на маршрут. В результате, мы сможем увидеть полную картину по загрузке ТМТМ на следующие 5 лет», — пояснил министр транспорта.
Так, конкретно в Казахстане для развития Транскаспийского маршрута предусмотрено выполнение шести основных видов мероприятий: дноуглубление акватории морских портов; увеличение терминальных мощностей и создание на их базе бондовых зон; строительство дополнительных железнодорожных подходов к портам; цифровизация транспортных коридоров; наращивание мощности торгового флота и обеспечение должного уровня навигационной безопасности.
При этом часть из поставленных задач на данный момент уже выполняется.
Дноуглубление и развитие инфраструктуры портов
В настоящее время в акватории порта Курык дноуглубительные работы уже идут. Они должны завершиться к июлю 2024-го года, после чего к аналогичным мероприятиям перейдут в порту Актау.
«Частные терминалы на каспийском побережье тоже нуждаются в проведении дноуглубительных работ, но бюджетные средства на них не предусмотрены. Вместе с тем, принимая во внимание важность развития портовой инфраструктуры, рассматривается возможность оказания господдержки», — уточнили в Министерстве транспорта Казахстана.
При этом вынутый в процессе дноуглубления грунт будет использоваться для строительства терминальных мощностей. Таким образом будут созданы новые территории площадью порядка 170 га. По перспективным участкам уже идут переговоры с Abu Dhabi Ports, Rhenus и Shandong port.
Кроме того, в 2024-м году в порту Актау должны начать строительство контейнерного хаба. Соответствующее соглашение подписано с китайским портом Ляньюньган. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта будет готово в апреле 2024-го года.
В свою очередь, в порту Курык в этом году запустили новые зерновые терминалы. В последующем здесь возведут терминалы для генеральных грузов и перевалки «зеленого водорода».
Расширение железных дорог
Всего для подхода к морским портам должны проложить 404 км вторых железнодорожных путей на участках «Бейнеу-Мангыстау», «Жарык-Сексеул» и «Шалкар-Курык». Эти планы уже утверждены Стратегией по модернизации магистральной железнодорожной сети до 2030-го года.
Одновременно предусматривается и строительство дополнительных путей к терминалам порта Актау.
Цифровизация маршрута
Для цифровизации Транскаспийского маршрута сингапурская компания PSA разработала цифровую платформу Digital Trade Corridor, которая интегрирована с информационной системой Сианьского «сухого» порта.
Кроме того, на границе с Китаем в пилотном режиме внедрена таможенная платформа Tez Customs для автоматизации процесса выдачи транзитных деклараций. Сейчас ее работу на станции «Алтынколь» отслеживают сотрудники PSA.
«Параллельно проводится интеграция цифровой платформы Digital Trade Corridor с информационными системами порта Баку, «Азербайджанских железных дорог» и транспортных организаций Грузии. К концу марта цифровая платформа будет введена в промышленную эксплуатацию. Это даст возможность оцифровать весь процесс движения грузов от Китая до Европы», — уточнил Марат Карабаев.
Наращивание торгового флота
С этой целью в Казахстане на базе существующих производственных объектов создадут отечественный судостроительный завод.
При этом на данный момент флот республики нуждается в строительстве 10 новых судов. Их модели уже проектируются «Казмортрансфлотом». Потенциальную заинтересованность в реализации проекта проявляют также компании YDA, Asfat и ADP.
Навигационная безопасность
Для обеспечения безопасности мореплавания к концу марта 2024-го года в порту Курык введут в промышленную эксплуатацию систему управления движением судов. В порту Актау ее должны запустить до конца 2025-го года.