Как длинные выходные в Китае повлияют на доставку товаров в Россию?
1 октября 2024 г.11:35
commons.wikimedia.org
С 1-го по 7-е октября в Китае празднуют День образования КНР, из-за чего многие предприятия просто закрываются и, как следствие, перестают отгружать товары и оборудование. Плюс, на время длительных выходных с перебоями работают автомобильные пункты пропуска и снижается количество судов на морских линиях. Как российская логистическая сфера подготовилась к китайскому празднику и значит ли это, что очередные партии грузов из КНР будут доставлены в страну с большим опозданием?
На самом деле логисты, естественно, заранее готовятся к любым государственным праздникам как в своей стране, так и в странах, откуда везут товары, а потому длительные выходные в Китае для них точно не являются сюрпризом.
«Наша компания еще в конце августа сделала рассылку официальных уведомлений клиентам о предстоящих праздниках в Китае для того, чтобы они заранее обсудили с отправителями готовность грузов, возможности по их погрузке и могли спланировать отправление», — рассказывает директор департамента логистики компании ModernWay Юлия Бададян.
В итоге, в компании уже в начале сентября был сформирован примерный план объема поставок на первую половину октября для того, чтобы согласовать с клиентами заказы и заблаговременно забукировать место на судне, поезде или самолете.
Если же отправление запланировано непосредственно на праздничный период, то важно, чтобы все документы на грузы были предоставлены китайским партнерам до 30-го сентября, пока все причастные организации работают, отмечает Юлия Бададян.
«Если все условия выполнены, то отправлению ничего не мешает», — подчеркивает она.
По словам директора департамента логистики компании ModernWay, длительные выходные в Китае в целом отражаются не столько на ставках, сколько на процессе работы и сроках предоставления необходимых документов/грузов.
«Отправление в праздничный период происходит в штатном режиме. Меняются лишь условия работы и процессы взаимодействия между причастными сторонами, при выполнении которых грузы беспрепятственно отправляются даже в праздники», — добавляет Юлия Бададян.
Однако руководитель проекта по развитию логистического сектора Китая STALOGISTIC Роман Передерко отмечает, что в предпраздничный период тарифы на грузовые перевозки все равно увеличиваются, а непосредственно в сами праздничные дни доставка товаров осуществляется по повышенным ставкам, о чем клиенты компании предупреждаются заранее.
«Тарифы на грузоперевозки из Китая уже вторую неделю растут ежедневно, что характерно для предпраздничного периода. Обычно это приводит к увеличению цен на 20-25%. Наблюдается также дефицит свободных транспортных средств — как для погрузки в Китае, так и для вывоза грузов от границы вглубь России», — говорит он.
Поэтому срочные партии грузов стараются вывезти до начала китайских каникул. «Если же доставка осуществляется непосредственно перед праздниками, то работа строится на основе налаженных партнерских связей с китайскими контрагентами, хоть и по повышенным ставкам, о которых клиенты предупреждаются заранее», — поясняет Роман Передерко.
Он также напоминает, что в сами праздничные дни традиционно закрываются наземные пункты пропуска на границе с КНР. Так, например, дальневосточные пункты пропуска и переходы на китайско-казахстанской границе не работают с 1-го по 3-е октября, а на границе Китая с Монголией они в принципе не будут функционировать на протяжении всей праздничной недели — с 1-го по 7-е октября.
При этом, правда, наиболее востребованный автомобильный пункт пропуска между Китаем и Россией — МАПП «Забайкальск/Маньчжурия» — продолжит пропускать грузы в прежнем режиме, без выходных.
По словам Романа Передерко, длительные каникулы негативно влияют на доставку всех категорий товаров. «Однако наибольшие трудности возникают при вывозе грузов, требующих перевозки крупными партиями — двумя и более автомобилями. Из-за нехватки свободного транспорта организация таких поставок становится сложной и дорогостоящей», — уточняет он.
О том, что длительные праздники в Китае все равно влияют на стоимость и сроки доставки товаров, говорит и директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша.
Так, например, уже несколько недель наблюдаеся повышение ставки авиафрахта из Китая в Россию: с июня по сентябрь тарифы выросли в среднем на 15-25%.
«Можно отметить, что, помимо обозначенного предпраздничного ажиотажа, ставки фрахта на контейнерные перевозки из КНР в РФ повышаются уже несколько месяцев подряд, что расходится с общемировым вектором изменения ставок», — продолжает Дмитрий Суховерша.
В результате, считает он, длительный период каникул в Китае отразится на всех товарах, поставляемых из КНР, за счет увеличения транзитных сроков и транспортных расходов. «Рост ставок фрахта будет влиять на дорогие товары меньше, на дешевые — сильнее, поскольку в их себестоимости выше доля транспортных расходов», — поясняет директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России.
Российские импортеры и китайские поставщики в целом стремятся отгрузить товары до наступления выходных, чтобы избежать их хранения на складах в КНР еще как минимум неделю. Однако как раз таки из-за этого в предпраздничный период и возникает нехватка мест в поездах, на судах и самолетах, что и вызывает рост тарифов, уточняет Дмитрий Суховерша.
«Адаптация же рынка к длительным выходным в КНР происходит за счет роста тарифов и выбора альтернативного маршрута движения груза. Например, вместо маршрута через перегруженные российские порты Дальнего Востока может быть выбран путь по морю до портов Новороссийска или Санкт-Петербурга, а также иной вид транспорта (контейнеры, авто, авиа)», — добавляет он.
В то же время по словам национального менеджера по интермодальным транспортировкам NOYTECH Supply Chain Solutions Федора Токарева, длительные выходные в Китае не вызвали резкого скачка ставок или значительного увеличения объемов перевозок на российском рынке транспортных услуг.
«В настоящее время более 30 различных линейных сервисов осуществляют перевозки в порты РФ», — говорит он.
Однако на ключевые торговые маршруты, такие как «Азия-Европа» и «Азия-Америка», т.н. «Золотая неделя» оказывает значительное влияние. «Судовладельцы сокращают перевозочные мощности, снимают суда с маршрутов, что ведет к дефициту мест и росту ставок морского фрахта», — отмечает Федор Токарев.
«Однако в связи с тем, что высокий сезон в этом году начался раньше, торговые компании заблаговременно завезли сезонные товары», — уточняет он.
Представитель NOYTECH Supply Chain Solutions тоже подчеркивает, что в преддверии длительных праздников в Китае поставщики и экспортеры традиционно стремятся отправить приоритетные грузы до закрытия фабрик, чтобы снизить издержки на хранение и своевременно поставить сезонные товары.