К порту Восточный никак не могут довести новую дорогу
17 мая 2023 г.10:43
Пресс-служба Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края
Строительство новой дороги «Владивосток – Находка – порт Восточный» в Приморском крае идет с большим отставанием от графика. На это, как отмечает ТАСС, в своем отчете указывает Счетная палата РФ. На данный момент в эксплуатацию введено лишь несколько отдельных участков, а прокладка более 100 км трассы вообще остается под вопросом. При этом за несколько лет стоимость только одного отрезка выросла почти в два раза.
Напомним: строительство трассы «Владивосток – Находка – порт Восточный» запланированной протяженностью 146 км началось еще в 2009-м году. С того времени для движения удалось открыть только несколько отдельных отрезков общей длиной приблизительно 20 км. Сейчас работы идут на участке с 18-го по 40-й километр, который и проверила Счетная палата РФ.
Изначально срок запуска этого этапа дороги был установлен на декабрь 2020-го года, позже его перенесли на декабрь 2021-го года, затем — на декабрь 2022-го года, однако и на данный момент участок все еще не построен, подчеркивается в отчете ведомства.
«По отдельным мероприятиям отставание от графика составляет от 1 до 14 месяцев. С учетом полной приостановки работ по 5 мероприятиям и необходимости корректировки ПСД (проектно-сметной документации – прим.) ожидаемый срок реализации объекта — 2024-й год», — полагает аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.
Он подчеркивает, что за последний год техническая готовность одного из отрезков увеличилась всего на 0,2% — с 92,8% до 93% на 1-е ноября 2022-го года. В целом же участок построен только на 55,9%, при этом на тех отрезках, где уже уложен асфальт, есть проблемы с ровностью покрытия.
По данным Счетной палаты РФ, в 2020-м году необходимость корректировки проектно-сметной документации участка дороги была вызвана оползнями, в 2021-м году — удорожанием строительных ресурсов, в 2022-м году — снова оползневыми процессами. «В результате проводимые корректировки приводят к удорожанию объекта практически в два раза: за восемь лет его стоимость увеличится с 20,7 млрд. рублей в 2016-м году до 40,1 млрд. рублей в 2024-м году», — подчеркивает Валерий Богомолов.
При этом в отчете ведомства отмечается, что ситуация с оползнями в принципе возникла из-за «некачественно выполненных инженерно-геологических изысканий».
Что касается второй очереди трассы — с 43-го по 146-й километр, то ее реализация вообще остается под вопросом. В Счетной палате, например, в связи с дороговизной проекта предлагают вместо нового строительства выполнить реконструкцию уже существующей дороги А-188 «Артем – Находка – порт Восточный».
«Предварительная стоимость реконструкции участков автодороги А-188 составляет 236,5 млрд. рублей, что на 70,4 млрд. рублей дешевле предлагаемого ранее строительства второго участка автодороги», — говорится в отчете. В нем уточняется, что вариант реконструкции уже прорабатывается федеральным Министерством транспорта, Росавтодором и региональным Правительством.
В целом, новая трасса должна не только соединить Владивосток с портом Восточный и обеспечить обход населенных пунктов, она также должна стать частью международного транспортного коридора «Приморье-1», используемого для вывоза грузов из Китая.
При этом после февраля прошлого года ее строительство приобрело еще большую актуальность, поскольку с введением санкций в отношении России российская логистика была вынуждена переориентироваться с западного на восточное направление, из-за чего в разы вырос грузопоток в порты Приморского края, в том числе и в порт «Восточный», грузы из которого в том числе вывозятся и автомобильным транспортом. В то время как действующая дорога отличается низкой расчетной нагрузкой и ненормативным состоянием многих мостов, что существенно ограничивает движение грузовых автомобилей.