К концу года в России могут закрыться до 20% автосалонов

31 июля 2025 г.15:53

К концу года в России могут закрыться до 20% автосалонов

pxhere.com

Из-за резкого спада продаж автодилеры в России меняют подход к бизнесу, сокращая число автосалонов, отказываясь от контрактов с определенными брендами и разрабатывая новые сервисы. Об этом говорится в публикации издания «Коммерсантъ» на основе опроса игроков рынка. Опрошенные дилеры в принципе прогнозируют череду банкротств и поглощений в сегменте авторитейла и опасаются, что к концу года такими темпами в России могут закрыть до 20% автосалонов. При этом оснований для более оптимистичных ожиданий они пока не видят.

По итогам первой половины 2025-го года продажи новых легковых автомобилей в России сократились на 26,3%. Это стало следствием как стихийного завоза машин из Китая в предыдущие годы, так и кредитной политики Центробанка, выражающейся в удержании высокой ключевой ставки (только в начале июня ее впервые с сентября 2022-го года снизили с 21% до 20%, а с начала текущей недели — еще с 20% до 18%).

В такой ситуации автодилеры вынуждены форматировать свой подход к бизнесу: одни, например, сокращают число точек продаж, другие — закрывают отдельные направления и вводят новые сервисы.

Так, например, некоторые автодилеры из-за нестабильной ситуации в экономике отказываются от работы с подержанными автомобилями, не принимая их на выкуп. Вместо этого внедряют сервисы, когда автодилер становится посредником между продавцом и покупателем машины с пробегом.

При этом, по словам генерального директора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, на рынке также наблюдается тренд на уход от классической модели бизнеса на китайскую концепцию, когда на первом месте — продажи, а сервис — малозначителен.

В целом же, опрошенные «Коммерсантом» представители рынка сходятся в своих пессимистичных прогнозах, отмечая, что авторитейл в России ждет череда банкротств и поглощений. В результате, число автосалонов к концу года может сократиться на 10-20%.

Что касается ситуации в грузовом сегменте, то она еще хуже. По итогам I полугодия, продажи новых грузовых автомобилей массой от 14 тонн просели на 60%. В итоге, даже отечественный автогигант «КамАЗ» в условиях сокращения заказов вынужден переходить на четырехдневную рабочую неделю.