И в этот раз с профицитом: Государственная Дума одобрила проект федерального бюджета на 2020 год
22 ноября 2019 г.13:20
Государственная Дума РФ
Государственная Дума в четверг, 21-го ноября, в третьем, окончательном, чтении одобрила проект федерального бюджета на 2020-й год и плановый период 2021-2022 годов, сообщает ТАСС. На следующий год бюджет снова сформирован с профицитом. До этого впервые после 2014-го года с профицитом был принят бюджет на 2019-й год.
Так, доходы федерального бюджета в 2020-м году запланированы на уровне 20,379 трлн. рублей. В 2021-м году они должны вырасти до 21,246 трлн. рублей, а в 2022-м — до 22,058 трлн. рублей.
В свою очередь, расходы бюджета тоже, как ожидается, будут увеличиваться — до 19,503 трлн. рублей в 2020-м году, до 20,634 трлн. рублей — в 2021-м году и до 21,763 трлн. рублей — в 2022-м. Существенную их долю по-прежнему будут составлять затраты на оборону и национальную безопасность, а также на социальное обеспечение.
Профицит федерального бюджета в 2020-2022 годах ожидается на уровне 0,8%, 0,5% и 0,2% ВВП соответственно. Прогнозируемый объем ВВП на 2020-й год составляет 112,863 трлн. рублей.
Документ сверстан исходя из заложенной в бюджетном правиле цены на нефть марки Urals в 2020-м году — 42,4 доллара за баррель.
Отметим, что дополнительные доходы казны от продажи нефти сверх этого уровня направляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
Бюджет основывается на базовом прогнозе Министерства экономического развития, согласно которому рост российского ВВП в 2020-м году должен составить 1,7%, а в 2021-м и 2022-м годах ускориться до 3,1% и 3,2% соответственно.
Среднегодовая цена нефти, по прогнозу, установится на уровне 57 долларов за баррель в 2020-м году и снизится в 2021-м и 2022-м годах соответственно до 56 и 55 долларов за баррель.
Инфляция в 2020-м году ожидается в пределах 3%, в 2021-м и 2022-м годах — в пределах 4%.
Предельный объем Фонда развития на 2020-й год установлен в размере 585 млрд. рублей и в такой же сумме на 2021-й и 2022-й годы.
Фонд развития формируется с 2019-го года. Предполагается, что его средства будут направляться на финансовое обеспечение мероприятий государственных программ до 31-го декабря 2024-го года включительно.
Приоритетом расходов федерального бюджета в ближайшие три года станут национальные проекты: на них будет выделено около 7 трлн. рублей. При этом их финансирование будет ежегодно расти — с 1,982 трлн. рублей в 2020-м году до 2,692 трлн. рублей — в 2022-м.
Реализация государственных программ
Что касается государственных программ (а их всего 44), то финансирование будет осуществляться следующим образом:
- «Развитие здравоохранения» — 847,5 млрд. рублей в 2020-м году, 787,6 млрд. рублей — в 2021-м, 788,1 млрд. рублей — в 2022-м;
- «Развитие образования» — 214,1 млрд. рублей в 2020-м году, 220,3 млрд. рублей — в 2021-м, 172,8 млрд. рублей — в 2022-м;
- «Социальная поддержка граждан» — 1,465 трлн. рублей в 2020-м году, 1,511 трлн. рублей — в 2021-м, 1,55 трлн. рублей — в 2022-м;
- развитие сельского хозяйства и рынка сельскохозяйственной продукции — 283,6 млрд. рублей в 2020-м году, 291,2 млрд. рублей — в 2021-м, 327,3 млрд. рублей — в 2022-м;
- «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя» — 102,7 млрд. рублей в 2020-м году, 84,6 млрд. рублей — в 2021-м, 91,4 млрд. рублей — в 2022.
На реализацию 20 федеральных целевых программ (ФЦП) в 2020-м году выделят 372,3 млрд. рублей, в 2021-м — 277,3 млрд. рублей, в 2022-м — 278,2 млрд. рублей.
Все данные по государственным программам и ФЦП были откорректированы ко второму чтению.
Межбюджетные трансферты
Предусматривается также выделение трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов: в 2020-м году — 2,552 трлн. рублей, в 2021-м — 2,566 трлн. рублей, в 2022-м — 2,482 трлн. рублей.
Речь идет, в том числе, о дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (в 2020-м году — 717,9 млрд. рублей, в 2021-м — 730,8 млрд. рублей, в 2022-м — 743,5 млрд. рублей), субсидии на реализацию программы «Земский доктор» (по 6,6 млрд. рублей ежегодно с 2020-го по 2022-й год), субсидии на реализацию программы «Земский учитель» (в 2020-м году — 1,7 млрд. рублей, в 2021-м — 1,2 млрд. рублей, в 2022-м — 1,2 млрд. рублей).
При этом суммы по межбюджетным трансфертам скорректированы с учетом поправок ко второму чтению.
В проект заложены также кредиты за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) из федерального бюджета: в 2020-м году — 0,97 млрд. рублей (14,7 млн. долларов), в 2021-м году — 2,1 млрд. рублей (31,7 млн. долларов). Эти средства направят на строительство части транспортного коридора, соединяющего автомобильные дороги федерального значения М-5 «Урал» и М-7 «Волга».
При этом предоставление бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов в 2022-м году не планируется.
Вместе с тем в 2020-м году Правительство РФ вправе принять решение о приобретении дополнительных инвестиционных паев Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) в случае сокращения ниже 30 млрд. рублей объема денежных средств, составляющих его чистые активы.
В 2020-м году Правительство РФ также может направить в уставный капитал ОАО «РЖД» до 20 млрд. рублей (при поступлении в федеральный бюджет в соответствующем объеме субсидии из бюджета Москвы) для реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла с учетом организации диаметральных маршрутов.
Поправки ко второму чтению
Ко второму чтению было принято 611 поправок.
В частности, были внесены изменения, позволяющие субъектам РФ направлять на реализацию инвестиционных проектов до 5% суммы долга по бюджетным кредитам, что будет засчитываться в уплату их задолженности. Если инвестиционные проекты не будут реализованы, регионам придется компенсировать направленные на них средства.
Кроме того, в рамках реализации национальных проектов в 2020-м году перераспределяется 94 млрд. рублей, в 2021-м — 112 млрд. рублей, в 2022-м — 98,7 млрд. рублей. Как отметил ранее глава Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров, впервые в истории бюджетного процесса на 2020-й год в приложениях содержится распределение 203 трансфертов (94% от общего количества).
Он подчеркнул, что многие задачи, поставленные в первом чтении бюджета, были решены. Так, например, выделены дополнительные средства на доведение уровня софинансирования по 10 субъектам с низким уровнем социально-экономического развития до 99% со стороны федерального центра.
Предусматриваются также ассигнования на создание и оснащение физкультурно-оздоровительных комплексов (2 млрд. рублей в 2020-м году), на совершенствование системы пунктов пропуска, создание благоприятных условий для перемещения через границу грузов и пересечения ее физическими лицами: в 2020-м году — 3,9 млрд. рублей, в 2021-м — 3 млрд. рублей, в 2022-м — 2 млрд. рублей.
Была, кроме того, одобрена поправка о докапитализации Российской венчурной компании в 2020-2022 годах по 1,5 млрд. рублей ежегодно для создания и финансирования венчурного фонда, целью которого станут проекты в фармацевтике.
На субсидии производителям сельхозяйственной техники будет направлено 7 млрд. рублей в 2020-м году и по 2 млрд. рублей в 2021-2022 годах. Средства на государственную поддержку российских организаций самолетостроения будут увеличены на 4 млрд. рублей.
Позиции фракций
Первый заместтиель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев поддержал принятие бюджета. «Бюджет профицитный. Бюджет, в котором сформирован огромный Фонд национального благосостояния, резервный фонд, запланирована инфляция, не превышающая 3%. Это означает, что, несмотря на любые вызовы, с которыми может столкнуться наша страна, внешнеэкономические вызовы, государство в полном объеме сможет выполнить все социальные обязательства. Это, на наш взгляд, бюджет развития, потому что 2 трлн. рублей, что на 200 млрд. больше, чем в этом году, будет направлено на реализацию национальных проектов. Это значит, будут вложены деньги в экономику, в развитие и создание инфраструктуры, будут построены тысячи социальных объектов», — подчеркнул парламентарий.
Андрей Исаев отметил, что работая над бюджетом, фракция «Единая Россия» поставила четыре цели бюджетного планирования. «Цель номер один — это более эффективное расходование бюджетных средств и для этого своевременное доведение их до регионов. Напомню, что мы достигли соглашения с Правительством о том, что все нормативные акты по всем государственным программам будут выпущены соответствующими ведомствами до 31-го декабря. До 31-го декабря будут заключены соглашения с регионами, и деньги по госпрограммам начнут поступать в начале года. Впервые в новейшей истории России во время принятия бюджета, а не после, были распределены все трансферты регионам, они составят 1 трлн. 700 млрд. рублей», — пояснил депутат.
Фракция ЛДПР также поддержала принятие бюджета. «Мы увидели положительные моменты в этом году по сравнению с прошлым годом. Цифры, которые вселяют в нас оптимизм, — на 2 трлн. [рублей] планируется увеличить инвестиции в основной капитал, увеличиваем рост ВВП с 1,3% до 1,7%, инфляция с 3,8% до 3% снижается. Тот вектор, который этим бюджетом нам Минфин закладывает, мы поддержим», — заявил депутат от ЛДПР Сергей Катасонов.
Вместе с тем фракции КПРФ и «Справедливая России» выступили против принятия бюджета в таком виде.
Так, член КПРФ, член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Михаил Щапов отметил, что «после уточнения прогноза социально-экономического развития, рост ВВП предполагается в этом году на уровне 1,3%, а роста реально располагаемых доходов населения по факту опять нет».
В свою очередь, депутат от фракции «Справедливая России Валерий Гартунг напомнил, что глава Министерства финансов Антон Силуанов обещал восстановить индексацию пенсий работающим пенсионерам, «когда деньги в бюджете появятся», однако индексация в законе не предусмотрена. «Снижение уровня бедности в 2 раза, Президент поставил такую цель. В этом бюджете есть достижение этой цели? Нет. Как за этот бюджет голосовать? Мы за этот закон голосовать не будем», — заключил он.