Хочешь спасти российские дороги? Нарушай пуще прежнего!

1 февраля 2018 г.09:24

Министерство транспорта подготовило поправки в Бюджетный кодекс, в соответствии с которыми штрафы за нарушение ПДД будут направляться в региональные дорожные фонды. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности уже одобрила внесение этих поправок. На очереди — Правительство и Государственная Дума. Если предложение Минтранса пройдет все инстанции, с 1-го января 2019-го года у региональных дорожных фондов появится еще один источник «финансирования».

На данный момент штрафы за нарушение ПДД расходуются регионами по собственному усмотрению и нередко идут на «латание дыр» в те сферы, которые к дорогам имеют весьма опосредованное отношение. При этом сами региональные дороги все еще продолжают желать хотя бы хорошего: в лучшем случае только 40 процентов из них соответствуют нормативному состоянию, в то время как среди дорог, подчиняющихся федеральному бюджету, в такое состояние, если верить официальной статистике, приведено уже 77,5 процентов.

Для полноты российской дорожной картины стоит уточнить: протяженность дорог федерального значения составляет 52 000 километров, регионального — в 9 раз больше, 472 000 километров (дорог местного значения, кстати, еще больше — 530 000 километров).

На то, чтобы все эти тысячи километров поддерживать на приемлемом уровне, у регионов попросту не хватает средств. На то, чтобы строить новые дороги и капитально реконструировать старые, — и подавно.

Дорога в Новосибирской области

Новосибирская область. Дорога в Новолуговое/Фото: Галина Желобинцева

Так, например, в этом году в Новосибирской области в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» планируют отремонтировать 107 километров дорог. Потратят на это 2,42 миллиардов рублей. Всего же в области 12 772 километра территориальных дорог. Чтобы отремонтировать 60 процентов из них (среднее значение плохих дорог по стране), понадобится как минимум 173 миллиарда. Дорожный же фонд Новосибирской области в этом году составит 12 миллиардов рублей.

Объем ассигнований Федерального дорожного фонда в 2017-м году составлял около 600 миллиардов рублей.

Сколько лет уйдет у Новосибирска на то, чтобы только отремонтировать (без учета «переремонтировать») нуждающиеся дороги, посчитайте, что называется, сами…

И хотя сумма, полученная от штрафов за нарушение ПДД в 2016-м году, выглядит впечатляюще — 60 миллиардов рублей (по крайней мере, это превосходит размер любого регионального дорожного фонда), на самом деле она является общим «доходом» и распределяется между всеми регионами.

Впрочем, в нынешней ситуации любая финансовая подмога дорожному региональному фонду уж точно не будет лишней.

В дорожный фон не значит на дороги

В том, что нарушители дорожного движения внесут свою посильную лепту в ремонт и строительство дорог, ничего плохого точно нет, есть даже что-то от торжества справедливости. Однако у пользователей автомобильными дорогами может возникнуть вполне закономерное возражение:

Забастовка дальнобойщиков

Забастовка перевозчиков против системы «Платон»

«Мы и так достаточно вкладываемся в дороги! Несмотря на все обещания, для нас все еще не отменили транспортный налог: мол, потерпите — не хватает средств на дороги… Мы также спонсируем дороги каждый раз, когда заправляем свои машины топливом, в стоимость которого уже входят соответствующие акцизы. И водители большегрузов с недавних пор стали платить за возможность ездить по федеральным трассам — возмещают наносимый вред дорогам. Но сами дороги как требовали ремонта, так все еще продолжают его требовать! Причем они начинают требовать ремонта уже сразу после ремонта… Деньги от штрафов пойдут туда же?!»

Счетная палата провела опрос среди россиян о качестве дорожных работ. Только 3,4% принявших участие в опросе довольны качеством городских дорог и только 8,1% удовлетворены состоянием федеральных и региональных трасс. 72,5% опрошенных назвали городские дороги плохими, чуть менее половины, 47,2%, оценили состояние федеральных и региональных трасс как неудовлетворительное.

51% респондентов отметили, что действительно разбитыми дорогами никто не занимается: ремонтируются дороги, которые остро в ремонте не нуждаются.

54% респондентов указали, что меньше чем через три года после ремонта дороги снова приходят в негодное состояние.

Все эти суммы действительно направляются в региональный дорожный фонд — и поступления от транспортного налога, и доходы от акцизов на топливо. Его же пополняют средства, «вырученные» по другим бюджетным статьям, и «заимствования» из федерального бюджета. Сборы по системе «Платон» также могут прийти в региональный дорожный фонд, но только в виде определенной суммы, выделенной на ремонт конкретного дорожного объекта. Кроме того, регион может принять участие в проекте «Безопасные и качественные дороги», предполагающем предоставление межбюджетных трансфертов.

Однако всех этих средств, как видно, все равно не хватает.

Тем более что именно из дорожного фонда регионы погашают задолженности по кредитам, взятым из федерального бюджета, выдают субсидии местным бюджетам… И из него же экстренно изымают суммы на «латание дыр» по другим, внедорожным, социальным обязательствам (ремонтируют, например, аварийное жилье или строят новый детский сад).

Прямая линия с Президентом

Владимир Путин во время «прямой линии», 2016-й год/Фото: Первый канал

И хотя еще в апреле 2016-го года в ходе «прямой линии» Владимир Путин предложил «окрасить» деньги дорожных фондов и законодательно запретить их нецелевое использование, соответствующие поправки в Бюджетный кодекс пока не приняли. Нет, в нем указано, на что должны идти средства из дорожного фонда, но не подчеркивается, что только на то, что связано с финансированием дорожного хозяйства, — и никуда больше

Видимо, решили все-таки не усложнять жизнь регионам, которые и без того совместными усилиями уже «заработали» долг в размере двух триллионов рублей и чьи социальные обязательства, касающиеся не только дорожного строительства, никто не прощал…

И можно было бы, радея за качество дорог, призвать чаще нарушать ПДД и тем самым наполнять дорожный фонд, если бы…

Если бы скудость региональных дорожных фондов и не всегда целевое использование содержащихся в нем средств было единственной проблемой.

Алексей Медников, старший менеджер группы по управлению строительными проектами KPMG, в интервью изданию «Ведомости» отмечает: даже если фонды будут полностью использоваться по назначению, это не решит проблемы качества дорог — качество работ низкое, нормативы устарели: капитальный ремонт планируется через 12 лет, а нужен уже через три года.

Так, например, Омская область получила из федерального бюджета дотации на ремонт дорог. Через год Росавтодор проверил «качество» расходования средств: после зимы из 67 километров отремонтированных дорог 65 километров уже опять были покрыты трещинами.

Дорога в Омской области

Омская область. Дорога в поселок Полтавка/Фото: youtube.com

На изжившие себя нормативы ссылается и «Новосибирскавтодор», объясняя, почему находящиеся в его ведении дороги уже через год после ремонта снова приобретают негодное состояния. В ведомстве отмечают, что при проектировании дорог используются СНиПы 50-70-х годов, предусматривающие использование устаревших технологий и материалов и неориентированные на ту нагрузку, которую сегодня испытывает дорожное полотно. Однако для того чтобы законно применять новые технологии, необходимо пройти длительную процедуру их согласования Главгосэкспертизой.

«Технадзор» называет еще одну причину низкого качества дорог — экономия на материалах и оборудовании. Издание РБК в материале, посвященном отечественному дорожному хозяйству, приводит, цитируем, вот какой пример: ««Высшая» степень экономии у субподрядчиков — закатка участка автодороги с ливневой канализацией ручным катком, предназначенным максимум для пешеходных дорожек».

Впрочем, объяснить экономию на материалах можно не только нецелевым использованием выделенных средств, но и условиями выбора подрядчика. Сегодня практика, соответствующая Федеральному закону №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», такова, что контракт достается тому, кто предложил меньшую цену. При этом мало учитываются предлагаемое технологическое решение, репутация подрядчика и то, что уменьшить стоимость своих работ он может именно за счет материалов и квалификации привлекаемых к строительству рабочих.

Кроме того, большинство регионов вообще устраняются от контроля за выполнением строительных и ремонтных дорог. По словам Александра Стефанова, активиста проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», регионам, в принципе, осуществление постоянного контроля не вменяется в обязанность: они имеют право проверять качество работы на всех этапах технологического процесса, но не должны это делать. В итоге, нередко получается так, что необходимый надзор отсутствует на протяжении всего строительства и даже прием объекта происходит, что называется, с закрытыми глазами.

Активисты ОНФ

Активисты ОНФ проверяют качество дорог в Кирове после ремонта в 2016-м году/Фото: ОНФ

Однако дело не только в попустительстве региональных властей, но и в том, что над ними постоянно висит угроза обвинения в срыве сроков и неосвоении бюджета. А срыв сроков и неосвоение бюджета означает, главным образом, уменьшение суммы дотаций и сокращение бюджета на следующий год. Вот и выходит, что для бюджета полезнее не заметить некоторые нарушения, чем отправить проект на «переделку». Тем более что за ямы и трещины на дороге столь сурово не штрафуют…

Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем, как-то заметил: «Дороги очень удобны для наших чиновников тем, что расходы на их строительство сложно проконтролировать. Если в столице или крупных городах еще как-то можно определить, была ли соблюдена технология. То где-нибудь на дороге между двумя райцентрами в Сибири, что там клали под асфальт, нередко знает только Господь Бог, да строители из Средней Азии. Поэтому очень сложно определить, стоила ли дорога миллион долларов, который за нее заплатили по документам, или расходы были в два раза меньше».

Между тем…

  • Счетная палата недавно проверила, как Алтайский край, Новгородская и Орловская области используют субсидии из федерального бюджета, выделенные на строительство сельских дорог. В результате проверки оказалась невыясненной судьба 145 миллионов рублей федеральных субсидий. 25 дорожных объектов в Орловской области, строительство которых должно было проводиться в 2015-2017 годах, до сих пор даже не включены в схему планирования территорий. В 2015-м году Орловская область не ввела в эксплуатацию 18 километров запланированных дорог, Новгородская область — 28 километров. В 2016-м году Орловская область не сдала вообще ни одного километра сельских дорог, хотя в отчете, предоставленном Росавтодору, указала совершенно другие (явно не в отрицательную сторону) данные. Счетная палата в своем докладе подчеркнула, что такая ситуация свойственна для всей территории страны: за два года в 45 регионах сельских дорог с твердым покрытием стало больше только на 1,7 процентов.

Лердальский тоннель

Лердальский тоннель, Норвегия

  • На строительство трассы «Таврида» в Крыму протяженностью около 280 километров с расчетной скоростью движения до 120 км/ч собираются выделить 166 миллиардов рублей (стоимость одного километра обойдется приблизительно в 590 миллионов рублей или в 8,5 миллионов евро). Стоимость Лердальского автомобильного тоннеля в Норвегии длиной 24,5 километров, введенного в эксплуатацию в 2000-м году, составляла порядка 113 миллионов евро (на каждый километр ушло тогда 4,6 миллионов евро). Тоннель прорублен в скалах высотой 1 600 метров. Три пещеры делят его на четыре секции, каждая из которых имеет свой цвет подсветки. Тоннель предусматривает места для парковки автомобиля и отдыха для водителей и пассажиров, воздух в нем очищают с помощью специальных установок.
  • По данным издания «Новая газета», Виталий Нахлупин, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, курирующий дорожное хозяйство, за первые три года нахождения Крыма в составе России заработал 52 миллиона рублей.
  • В рейтинге Всемирного экономического форума по качеству дорог Россия занимает 114-е место из 137, лишь на два пункта обгоняя Зимбабве. Китай находится на 42-м месте. Средняя стоимость строительства одного километра дорог в Китае — 29 миллионов рублей, в России — 44 миллиона рублей.

Но есть надежда

Дорога в Китае

Дорога в малонаселенных предгорьях Тибета, Китай/Фото: Alexander Belenkiy, livejournal.com

Нет, не на деньги, вырученные от штрафов за нарушение ПДД. Даже если автолюбители и автопрофессионалы в целях спасения российских дорог начнут массово превышать скоростной режим, а все собранные средства действительно пойдут на строительство и ремонт дорог…

В 2016-м году во время заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам Владимир Путин раскритиковал качество дорог как федерального, так и регионального значения и обязал к 2025-му году привести в нормативное состояние 85% всех дорог страны.

Тогда, в 2016-м году, 65 процентов федеральных трасс вписывались в нормативы, через год таковых сразу стало почти 80 процентов. К концу этого года обязуются довести показатели до 100 процентов. И тогда, если, конечно, слушая отчет о проделанной работе, Президент не забудет напомнить, что его поручение касалось абсолютно всех дорог, очередь, наконец-то, дойдет и до региональных «направлений».

Главное, правда, чтобы не только на бумаге…