Грузопотоки распишут между видами транспорта

16 февраля 2018 г.03:00

Грузопотоки распишут между видами транспорта

Как выяснило издание «Коммерсант», правительство вернулось к идее разработки транспортно-экономического баланса, которого год назад требовали железнодорожные операторы. Теперь Минтранс разделит грузопотоки между разными видами транспорта, что должно разрешить конфликты вокруг перевозки нефтепродуктов. Эти споры недавно вышли на уровень президента: владелец UCL Владимир Лисин публично жаловался на скидки ОАО РЖД, лишающие речников выгодных грузов.

Минтранс выработал ответ речникам, жаловавшимся на недобросовестную конкуренцию ОАО РЖД, предоставляющего скидки на перевозку нефтегрузов на направлениях, дублирующих речные пути. Как рассказали источники «Ъ», министр Максим Соколов предложил вице-премьеру Аркадию Дворковичу разработать транспортно-экономический баланс, распределив грузопотоки между речным, железнодорожным, автомобильным и трубопроводным транспортом. Представитель вице-премьера сообщила, что вопрос прорабатывается в профильном департаменте, в Минтрансе пока ничего не ответили.

Борьба за высокодоходные нефтегрузы обострилась в 2017-м году, когда ОАО «РЖД» дало скидку в 25% к тарифу на экспорт мазута и дизтоплива с Саратовского НПЗ. Водники сетовали, что потеря груза грозит им банкротством. В декабре глава Российской палаты судоходства (РПС) Алексей Клявин и Максим Соколов просили Аркадия Дворковича впредь не разрешать ОАО «РЖД» вводить скидки на дублирующих реку направлениях в навигацию, но в конце года монополия ввела скидки в 18% с НПЗ Самары и 37% с НПЗ Уфы. На скидки на прошлой неделе Владимиру Путину жаловался владелец UCL Holding Владимир Лисин: по его словам, у речного флота отобрали $2 млрд. Президент заявил о возможной разработке механизма сдерживания тарифных решений на период окупаемости инфраструктурных проектов.

Источники в пароходствах говорят, что если раньше между собой конкурировали частные железнодорожные операторы и судовладельцы, то теперь речникам приходится противостоять государственной инфраструктурной монополии. В итоге за 2017-й год с реки на железную дорогу перешло более 1 млн. тонн нефтепродуктов, или 16% наливных грузов на Единой глубоководной системе РФ, хотя для ОАО «РЖД» дополнительный грузопоток составил всего 1% годового объема нефтеналивных грузов, или 0,08% от всей грузовой базы монополии, отмечают в одной из судоходных компаний. Положение судоходных танкерных компаний, закредитованных в результате инвестиций в обновление флота, ощутимо ухудшилось, что может грозить банкротством ряда игроков. Кроме того, добавляет он, ввиду очевидного риска применения подобных скидок и к перевозкам сухих грузов, судоходные компании вообще перестанут строить новый флот, что также ударит по судостроению. Вся эта ситуация, по мнению РПС, полностью противоречит Транспортной стратегии Российской Федерации и решениям президиума Госсовета (август 2016-го) по развитию внутреннего водного транспорта.

ОАО «РЖД» не согласно с обвинениями в недобросовестной конкуренции. Однако глава экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин говорит, что при принятии решения о налоговом маневре в нефтяной отрасли никто не учел побочный эффект: высокодоходный груз уходит в трубу. Регулирование должно быть минимальным, уверен он, чтобы сохранялась конкуренция между видами транспорта, а выбор был за грузовладельцем.

«Коммерсант»