Грузопоток через Якутский транспортный узел хотят увеличить до 15 млн. тонн к 2030 году

23 октября 2018 г.19:11

Грузопоток через Якутский транспортный узел увеличат до 15 млн. тонн к 2030 году

Прогнозные грузопотоки через Якутский транспортный узел без учета нового транспортного коридора только для нужд Республики Саха (Якутия) к 2030-му году могут составить свыше 10 млн. тонн. В настоящее время они не превышают 2 млн. тонн.

При создании нового транспортного коридора в результате переключения части грузов Азиатско-Тихоокеанского транспортного коридора прибытие и отправление транзитных грузов через Якутский транспортный узел может возрасти до 15 млн. тонн ежегодно. Такие цифры на XI Международном форуме «Транспортный потенциал» озвучил постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте России в Санкт-Петербурге Юрий Кравцов.

Представитель Республики Саха подчеркнул, что развитие Арктической зоны РФ, в том числе Северо-Якутской опорной зоны, должно стать базой для всего Северо-Востока РФ и мостом для расширения сотрудничества с КНР и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. «Мы предлагаем уделить особое внимание созданию транспортного коридора «Харбин-Якутск-Тикси», который обеспечит связь Транссиба, БАМа и харбинского ответвления Великого шелкового пути на юге с Севморпутем», — говорит Юрий Кравцов.

Для реализации этой масштабной задачи потребуется восстановление грузоперевозок через Северный морской путь. Большая часть этих объемов по-прежнему будет перевозиться традиционными морскими путями через Суэцкий канал и вокруг мыса Доброй Надежды.

Вместе с тем наблюдается устойчивый рост интереса к альтернативным маршрутам — с использованием Северного морского пути, сухопутных путей сообщения и различных их комбинаций.

Юрий Кравцов отмечает, что для реализации международных и региональных логистических проектов необходимо определить и выполнить ряд стратегических и оперативных мероприятий, предусматривающих завершение строительства линии «Беркакит-Томмот-Якутск», строительство мостового перехода через реку Лену, развитие морского порта Тикси, реконструкцию и восстановление выправительных сооружений на реке Лена, проведение дноуглубительных работ. В этот список также входит строительство речных судов на Жатайском судоремонтно-судостроительном заводе, модернизация которого завершится к 2022-му году; реконструкция и модернизация Якутского речного порта и объединение транспортных систем Чукотского автономного округа, Магаданской области, Республики Саха (Якутия) для выхода на транспортные магистрали, объединяющие Дальний Восток и западные территории России.

«При завершении строительства и вводе в постоянную эксплуатацию пускового комплекса Томмот-Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии «Беркакит-Томмот-Якутск» груз будет доставляться по железной дороге до Якутска (станция «Нижний Бестях») с перевалкой на речные суда в порту города и направляться как вниз по течению реки с выходом на Северный морской путь, так и вверх по течению — в порты назначения реки Лена и ее притоков», — комментирует Юрий Кравцов.

Стратегическое значение для экономики республики и всего Дальнего Востока, как отмечает представитель Республики Саха, имеет строительство автодорожного мостового перехода через реку Лену в районе Якутска, что позволит решить ряд ключевых задач. Во-первых, проект объединит федеральные автомобильные дороги «Лена», «Колыма» с автодорогой «Вилюй», что создаст значительную часть Северного широтного пояса России, связывающую кратчайшим путем через территорию Якутии Восточную Сибирь с портами Охотского моря.

Во-вторых, будет обеспечена транспортно-логистическая пространственная связанность на 18% территорий РФ. В зону круглогодичного транспортного обеспечения интегрируется 83% населения крупнейшего региона страны.

В-третьих, с реализацией проекта произойдет соединение широтных транспортных магистралей: Транссибирской и Байкало-Амурской, с одной стороны, и Северного морского пути — с другой.

«Мультимодальный транспортный логистический центр в районе поселка Нижний Бестях обеспечит взаимодействие всех видов транспорта, терминального и складского хозяйства, систем информационного, финансового и страхового сопровождения грузов. Транспортно-логистический узел изменит логистику перевозок, снизит объемы речных перевозок в верховьях реки Лена, где в последнее время есть риск срыва навигации, связанный с мелководьем, обеспечит круглогодичную связь с общероссийской сетью автомобильных, железных дорог, что обеспечит трансмодальную мобильность населения», — говорит Юрий Кравцов.

Опорная сеть автодорог будет формироваться в контексте создания российских и транснациональных транспортных коридоров. Завершение строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог «Колыма», «Якутск-Магадан-Вилюй», «Братск-Якутск», «Лена», «Большой Невер-Якутск», «Амга-Якутск-порт Аян» Хабаровского края позволит полноценно интегрироваться в межрегиональные транспортные потоки с Магаданской, Иркутской, Амурской областями, Хабаровским краем, Чукотским автономным округом.