Европейские ритейлеры и производители сталкиваются с нехваткой товаров и компонентов из-за роста стоимости фрахта

2 февраля 2021 г.12:16

В Европе сталкиваются с нехваткой товаров из-за роста стоимости фрахта

Википедия

Рост стоимости фрахта и, как следствие, увеличившиеся расходы на доставку товаров из Азии обусловили дефицит потребительских товаров в Европе: с проблемами столкнулись импортеры самых различных товаров, сообщает ТАСС со ссылкой на Financial Times (FT). Вместе с тем в России уверяют, что колебания стоимости перевозок грузов морским транспортом не повлияют на динамику цен на импортные потребительские товары.

К четырехкратному росту ставок на морскую доставку в Европу только за последние восемь недель привела нехватка порожних контейнеров в Китае. Грузоотправители и экспедиторы также сталкиваются с дефицитом вместимости на судах.

Представитель Европейской федерации индустрии спортивных товаров, членами которой являются Nike, Puma и Adidas, подчеркнул в комментариях FT, что задержки на несколько недель чреваты «огромными проблемами» для бизнеса. «Если зимние коллекции приходят с опозданием на несколько месяцев, это большая проблема», — пояснил он. — Covid, Brexit, а теперь и это...».

Frucom — организация, представляющая европейских торговцев сухофруктами и орехами, направила письмо в Европейскую Комиссию, где сообщила, что одному из ее членов было предложено заплатить за доставку в январе 40-футового контейнера из Азии 16,5 тыс. долларов. Для сравнения: в ноябре стоимость доставки составляла 2,15 тыс. долларов.

В свою очередь, Halfords, один из крупнейших в Европе продавцов велосипедов, в недавнем обзоре для инвесторов предупредил о проблемах неукомплектованности складов из-за срывов поставок и беспроцентных расходах на доставку, подчеркнув при этом, что ситуация у компании относительно благополучная по сравнению с более мелкими конкурентами.

Стив Гаридис, исполнительный директор ассоциации торговцев велосипедами Bicycle Association, сообщил, что расходы на бронирование контейнеров для перевозки сейчас почти в 10 раз выше, чем год назад.

Аналитик ассоциации судовладельцев BIMCO Питер Сэнд уточнил FT, что рост транспортных издержек оказался наиболее болезненным для мелких импортеров и ритейлеров, так как у перевозчиков приоритетом пользуются грузы гигантов вроде Tesco, Walmart и Ikea.

Согласно проведенному Freightos опросу, участие в котором приняли 900 малых и средних компаний, 77% из них сталкивались с логистическими трудностями в последние шесть месяцев.

Опрос IHS Markit, результаты которого были опубликованы на прошлой неделе, также показал, что перебои в поставках вызывают проблемы у все большего числа производителей. Сроки доставки комплектующих увеличились в январе до максимальных за всю историю мониторинга с 1997-го года, за исключением лишь апреля прошлого года, когда пандемия почти полностью парализовала поставки.

На прошлой неделе Европейская ассоциация экспедиторов, транспорта, логистики и таможенных служб и Европейский совет грузоотправителей направили в Европейскую комиссию совместное обращение, где подчеркнули, что многие из их членов с трудом поддерживают свои цепочки поставок в условиях резко увеличившихся сроков и стоимости доставки.

В свою очередь, Европейская комиссия ответила FT, что ей известно о «значительном росте цен на контейнерные перевозки в последнее время, как на маршрутах в/из ЕС, так и в других регионах». Однако на данном этапе у комиссии нет фактов, что сложившаяся ситуация является результатом антиконкурентных практик участников рынка и, соответственно, требует вмешательства регулирующих органов.

«В текущей ситуации многие факторы могли стать причиной роста ставок, в том числе скачки спроса, перегруженность портов и дефицит контейнеров на рынках, которые взаимосвязаны на мировом уровне, — заявили в Комиссии. — Мы ведем консультации с участниками рынка, чтобы досконально разобраться в текущих обстоятельствах и определить возможные пути дальнейшего продвижения вперед».

В России рост ставок не повлиял на стоимость импортных товаров

В то же время заместитель министра экономического развития РФ Владимир Ильичев отметил, что в России колебание стоимости перевозок грузов морским транспортом не повлияло на динамику цен на импортные потребительские товары в январе.

«Колебание стоимости фрахта не оказало ощутимого влияния на динамику стоимости импортных потребительских товаров в российских торговых сетях в январе. Предварительные данные ФТС России свидетельствуют, что в истекшем месяце была отрицательная динамика средних импортных цен на основные категории российского импорта по сравнению с декабрем 2020-го года (-4,7% в месячном выражении). По сравнению с январем прошлого года цены на импортируемые потребительские товары выросли на 3,3%, что ниже уровня инфляции в России (4,9% в 2020-м году – прим.)», — заявил министр.

Он также заверил, что доля расходов на транспортировку грузов посредством морского транспорта в общем объеме затрат в торговле составляет менее 1%.

По словам Владимира Ильичева, средние цены на импортируемую кожаную обувь в январе 2021-го года были на 20,8% ниже, чем в декабре 2020-го года; на холодильники — на 8,4% ниже в месячном выражении и на 15,2% — в годовом; на деревянную мебель фиксируется снижение цен на 21,3% в месячном выражении.

В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) также заявили, что не получали от торговых сетей информации о сложностях с перевозкой товаров морем из-за роста мировых ставок на фрахт. «Запасы товаров в торговых сетях традиционно поддерживаются на высоком уровне и гарантируют удовлетворение потребительского спроса на любом уровне», — отметили в организации.