Европейские производители по-прежнему являются лидерами в разработке электронных систем грузовых автомобилей

28 октября 2024 г.17:48

Какие опции в грузовых автомобилях наиболее востребованы у перевозчиков?

goodfon.ru

Какие системы, установленные в грузовых автомобилях, наиболее востребованы у перевозчиков? Можно ли без них обойтись? Сколько стоят дополнительные электронные опции и каким производителям перевозчики доверяют больше всего? Чего ждать от развития технологий в сегменте грузовых автомобилей в будущем и готова ли Россия к этим нововведениям? Поговорили с генеральным директором транспортной компании Delko Санджаром Ашуралиевым об электронной насыщенности современных грузовиков и ключевых тенденциях на рынке коммерческого транспорта.

— Какие системы и электронные опции, установленные в грузовом автомобиле, действительно помогают (а не мешают) водителю в управлении транспортным средством? И есть ли среди них такие, которые вдобавок ко всему еще и способствуют увеличению эксплуатационного ресурса грузовика?

— Как правило, все системы на коммерческом транспорте внедряются по запросу тех, кто эксплуатирует такой тип техники. Поэтому в данном сегменте большинство современных систем помощи водителю действительно полезны и необходимы.

Так, например, адаптивный круиз-контроль обеспечивает автономность передвижения под контролем водителя, контролирует дистанцию до впереди идущего автомобиля и нахождение в полосе движения, снижая тем самым напряженность управления транспортным средством на дальних расстояниях.

Вспомогательные тормозные системы позволяют кратно меньше использовать основную и таким образом увеличивают ее эксплуатационный ресурс.

Системы ESC (курсовой устойчивости) и ABS обеспечивают уверенное движение грузового автомобиля в своей полосе при резком маневрировании в плохих погодных условиях и при экстренном торможении.

Система удержания транспортного средства на подъеме позволяет в течение определенного времени удерживать многотонный автомобиль, предоставляя при этом водителю возможность подготовиться к дальнейшим действиям.

Не менее полезными при эксплуатации коммерческой техники являются и такие системы, как контроль весовой нагрузки по осям, климат-контроль и автономный отопитель, системы контроля давления в шинах и износа тормозных накладок, дисков сцепления, круговой обзор 360°, камеры заднего вида вместо привычных зеркал, системы контроля состояния водителя (ADAS).

— Насколько сильно установка всех этих систем и других электронных опций влияет на стоимость транспортного средства?

— Все зависит от того, какие это опции...

Те, которые не относятся непосредственно к управлению транспортным средством (мультимедиа, дополнительные бытовые системы в кабине — преобразователи, электроприборы и т.п.), стоят недорого. К среднему ценовому сегменту можно отнести установку навигации на автомобиль.

А вот системы, которые я до этого перечислил, действительно затратные. Если они изначально не были предусмотрены в базовой комплектации, то в некоторых случаях их установка довольно ощутимо увеличивает стоимость транспортного средства.

Впрочем, это вполне объяснимо. Создание электронных систем для коммерческого транспорта — сложная и дорогостоящая задача, включающая длительные этапы разработки, испытаний и внедрения с участием множества специалистов разного профиля. Поэтому такие технологии по определению не могут быть дешевыми и бесполезными.

— На ваш взгляд, какие производители и бренды сейчас наиболее преуспели во внедрении современных опций для грузовых автомобилей?

— Если ориентироваться на практичность, полезность и корректность работы, то все-таки лидерами в разработке электронных систем по-прежнему остаются европейские производители, несмотря на стремительное развитие китайского автопрома, который в основном использует как раз таки переданные европейские технологии.

Среди европейцев в топ входят Mersedes, Scania, Volvo, MAN, DAF. Из китайских брендов лидируют DongFeng, Shacman и Sitrak.

— А в каких еще электронных опциях и системах нуждается грузовой автомобиль? На что сейчас могут быть направлены усилия автопроизводителей?

— Скорее всего, в ближайшие годы производители больше сосредоточатся не на принципиальных улучшениях, а на добавлении множества опций, которые не оказывают существенного влияния на управление транспортным средством.

Еще одним важным направлением является развитие навигационных и мониторинговых систем. По крайней мере, сейчас мы видим рост числа игроков на этом рынке. Правда, их инновации зачастую развиваются параллельно друг с другом, без прорывных отличий. В целом же, такие системы в большей степени ориентированы на контроль и оптимизацию управления автопарком, нежели на улучшение функционала для водителя.

Если же говорить о новых ключевых направлениях в коммерческом транспорте, то это развитие сегмента электромобилей и внедрение беспилотных технологий. Например, одним из заметных представителей нового поколения электромобилей стал Mercedes-Benz eActros 600, признанный лучшим электрическим грузовиком 2025-го года.

Однако полноценное развитие таких технологий, на мой взгляд, займет не одно десятилетие. Причем главная сложность заключается в создании необходимой инфраструктуры, особенно в условиях России с ее обширными территориями и труднодоступными регионами, что может значительно замедлить процесс внедрения.