Если утилизационный сбор проиндексируют, то это произойдет с 1 января 2023 года
18 ноября 2022 г.10:02
shacman.ru
Если утилизационный сбор на спецтехнику проиндексируют, то это произойдет с 1-го января 2023-го года, сообщает ТАСС со ссылкой на министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Ожидается, что повышение сбора упрочит позиции отечественных производителей в конкуренции с китайскими концернами, которые в последние месяцы активно завоевывают российский рынок.
«Индексация утильсбора на спецтехнику планируется с 1-го января [2023-го года]», — рассказал глава Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Как следует из пояснительной записки к соответствующему проекту постановления Правительства, индексация затронет автосамосвалы, прицепную и полуприцепную технику, отдельные категории грейдеров, бульдозеры, катки, погрузчики и карьерные самосвалы, «производство которых освоено на территории Российской Федерации, а производственные мощности позволят удовлетворить внутренний спрос».
Кроме того, повышение утилизационного сбора предполагается и в отношении транспортных средств, традиционно важных для крупнейших российских автопроизводителей «КамАЗ» и «Урал», говорится в документе.
Так, по подсчетам ТАСС, в среднем сбор увеличится от 1,2 до 6,25 раза — в зависимости от вида и возраста техники. При этом, например, для бульдозеров и погрузчиков ставки планируют поднять только для новой техники (максимум в 1,8 раза и 2,4 раза соответственно), а для самосвалов, предназначенных для эксплуатации в условиях бездорожья, сбор, наоборот, могут даже понизить почти в 1,5 раза, но только для подержанных машин мощностью менее 200 л.с. Для более же мощных версий таких самосвалов ставку предлагают оставить без изменений.
Дать фору российской технике в конкуренции с китайской
Как подчеркивается в пояснительной записке, необходимость повышения утилизационного сбора вызвана «нарушением сложившихся логистических цепочек», а также ростом курса рубля относительно иностранных валют, что в итоге привело к росту объемов импортной техники.
При этом речь, естественно, идет о технике из Китая: после 24-го февраля 2022-го года крупные международные концерны, в том числе MAN, Scania, Volvo и др., ушли с российского рынка, а освободившуюся нишу начали активно занимать китайские производители.
Так, например, по данным «Автостата», на предыдущей неделе (с 7-го по 13-е ноября) на российском рынке новых грузовых автомобилей доля продаж китайской техники превысила долю российской на 1,7% (46% против 44,3%). В Правительстве опасаются, что таким образом в скором времени китайские компании начнут «отгрызать» долю «КамАЗа».
«Наблюдается значительное увеличение доли техники из КНР, которое происходит в том числе за счет агрессивной ценовой политики китайских производителей, обеспечиваемой национальными мерами государственной поддержки. В обозначенных условиях стоимость импортной техники стала ниже стоимости продукции российских производителей. В этой связи проектом постановления предлагается индексировать уровень взимаемого утилизационного сбора в отношении наиболее чувствительных категорий техники с целью выравнивания рыночной стоимости иностранной и российской продукции», — пояснили в министерстве.
При этом стоит подчеркнуть, что на российских производителях повышение утилизационного сбора не должно сказаться, поскольку им уплаченный сбор компенсируется из федерального бюджета.
В целом, дополнительный объем поступлений от уплаты повышенного утилизационного сбора в 2023-2025 годах оценивается в 55,2 млрд. рублей.