Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до конца 2021 года

Экстремальная Россия: Исчезли ли поборы с мурманских дорог или все еще приходится платить за въезд в регион?

14 октября 2021 г.10:08

Приходится ли дальнобойщикам платить за въезд в Мурманскую область?

Пресс-служба Правительства Мурманской области

О том, что на мурманских дорогах орудуют какие-то люди, которые за определенную плату настойчиво предлагают водителям грузовиков свои визитки, а с ними — и помощь в решении всех проблем, бывалые дальнобойщики рассказывают уже давно. Правда, в последнее время эти рассказы как-то приутихли и казалось, «плату за въезд в регион», как некоторые водители это называют, взимать уже перестали. Вот мы и решили разобраться, так ли это на самом деле и насколько Мурманск сейчас безопасен для перевозок…

Вообще, если прошерстить форумы дальнобойщиков, то обсуждения особого бизнеса на мурманских дорогах встречаются еще с 2000-х годов. Впрочем, похоже, подобным там промышляли и раньше (вряд ли ведь бизнес появился вместе с созданием форумов).

Из рассказов водителей можно понять, что там орудовали не одна, а две группы — Тихвинские и Огурцовские, которые, что примечательно, не уводили друг у друга клиентов.

В том смысле, что водителю было достаточно одной визитки: увидев визитку другой «компании», свою помощь «конкуренты» уже не предлагали.

Стоимость визиток также была одинаковой и, что удивительно, неизменной на протяжении всех этих лет: 1 000 рублей с фуры и 500 рублей с «малотоннажки» — за первый въезд, 300 рублей — за повторный.

За эти деньги водителю обещали любую помощь, какая ему понадобится: пробил колесо, увяз, поломался, попал в ДТП, остался без топлива, не нашел «обратки»… Среди вариантов решения проблем даже про организацию визита к стоматологу рассказывали…

А вот о том, как эту визитку водителю всучивали, говорят разное. Одни вспоминают, как им угрожали последствиями и даже в случае отказа эти последствия приближали (прокалывали шины, сливали топливо, разбивали лобовое стекло и т.д.).

Другие же, наоборот, утверждают, что подобного не было и разговоры с «помощниками» отличались, если можно так сказать, цивилизованностью: не хочешь — не плати, никто тебя не заставляет и ничего тебе за это не сделает!

Разговоры, как правило, проходили уже во время стоянки автомобиля. Однако на форумах, опять-таки, можно встретить и другие истории: как фуру подрезали на легковушке или как водителя по рации призывали остановиться.

…Мы же решили непосредственно опросить водителей, которые доставляют грузы в Мурманскую область.

Роман, с 2020-го года работает с CRAFTER. До этого на протяжении 6,5 лет, вплоть до конца 2019-го года, возил грузы в Мурманскую область:

— Да, однажды ко мне подъезжали т.н. «визитники». Это было в 2017-м году. Прежде, кстати, я о них не слышал и, хотя часто бывал в регионе с 2013-го года, никогда их не встречал.

Тогда я остановился на ночлег и вдруг услышал, как кто-то стучит в окно. Сразу я подумал: может, неудобно стою или кому-нибудь нужна помощь… Открыл окно, и у нас завязался разговор. Мне предложили приобрести «визитку», предоставляющую право «беспроблемного проезда». Я поинтересовался, что это значит.

Ответ был прост: если у меня сломалась машина — ребята подъедут и помогут починить. У меня слили топливо, а денег нет — меня заправят. И так далее. По сути, помощь от местных, которая действительно в чужом регионе нужна, потому что ситуации бывают разные.

При этом мне не угрожали. Так как я был на малотоннажке, первый въезд для меня стоил 500 рублей.

Ничего плохого тогда ни со мной, ни с грузом не произошло. Когда я снова посещал Мурманск, больше «визитников» не встречал.

Потом, когда уже обсуждал с коллегами эту историю, многие рассказывали о том, как к ним подъезжали и спрашивали: «Ваше путешествие оплачено?»

Некоторые говорили, что их просили остановиться по рации. Ходили даже слухи, будто «визитники» преграждали путь, но мне в это слабо верится: кто будет преграждать путь несущейся фуре?!

При этом я из первых уст знаю про те случаи, когда «визитники» действительно оказывали помощь дальнобойщикам: например, выручали, когда машина ломалась на трассе.

Однако большинство моих знакомых все же отказывались платить — и ничего ни с ними, ни с грузом не происходило.

Правда, за последние 1,5 года никто из моих знакомых «визитников» не встречал.

Сергей, работает с ГК «CRAFTER» c 2014-го года. С 2017-го года регулярно возит грузы в Мурманскую область, за последние 3,5 года побывал в Мурманске более 150 раз:

— Я сам за все это время ни разу не встречал «визитников», хотя регулярно вожу грузы в Мурманскую область. Я выполняю рейсы в этот регион каждую неделю, то есть за месяц бываю там около четырех раз.

Хотя, конечно, когда только начинал работать на мурманском направлении, слышал о «визитниках» от коллег.

Кто-то им платил, кто-то не шел с ними на контакт, кто-то по-русски отправлял их очень далеко…

Однако судя по рассказам, агрессии они не проявляли.

Помните, раньше по квартирам ходили, пылесосы какие-то предлагали или книги, ножи? Открываешь дверь, а там человек с сумкой: «Купите! Это лучшее предложение!» Вот и «визитники» делали то же самое: «Купите визитку — мы вам в сложной ситуации поможем!»

Но сейчас, могу по личному опыту сказать, в регионе тихо.

Знаете, я постоянно езжу в Мурманскую область, останавливаюсь там на ночлег, ем в местных кафе, общаюсь с коллегами… Может быть, я везучий человек, но со мной не было ни одного случая, чтобы у меня во время этих рейсов слили топливо, порезали тент, украли груз или часть груза, прокололи шины или еще что-то.

Я даже не припомню ни одного случая, чтобы у коллег запаску сняли.

Поэтому для меня лично, если оценивать по 10-балльной шкале, безопасность региона — 10 баллов. Криминогенная обстановка здесь низкая. В Мурманской области я чувствую себя спокойно и безопасно.

Вместе с тем в прошлом году на странице «Дальнобойщики» в VK снова появилось видео, автор которого предупреждает перевозчиков о «налаженной системе поборов» в Мурманской области:

— Водителям, которые идут впервые на Мурманск, небольшая памятка. Если ты первый раз идешь, визитка стоит рубль (1 000 рублей – прим.), все остальные и последующие въезды — 300 рублей.

В области будут кричать в рацию, можно не тормозить, «топтать». В город заходите — тормозите, отдавайте [деньги]. Либо сами подъедут к вам.

В [полицию] смысла нет обращаться, потому что, если бы там была полиция, система бы эта была сломана, а так…

Можно «повыеживаться», конечно, но не нужно: может заехать монтировочка в бак или кирпич в лоб (ну, или в стекло), колесо спустят да порежут…

Так что, парни, будьте аккуратнее, не «быкуйте» по возможности! Система там налажена. Пока никто ее еще не поломал…

Впрочем, в комментариях к видео кто-то, наоборот, упрекнул автора в том, что он таким образом делает рекламу «визитникам» и помогает системе.

Многие, опять-таки, написали, что не платили — и спокойно выполняли рейс. Кто-то подтвердил, что в случае каких-то проблем «ребята» действительно всегда помогают.

…Мы попросили Романа, который рассказал нам о своей встрече с «визитниками», вспомнить, в каком тоне она проходила.

Мне не угрожали. Разговор был построен в таком формате, что они предлагают свои услуги, от которых я в принципе мог бы отказаться. Однако анализируя эту встречу через некоторое время, я понял, что подтекст был такой, что лучше не отказываться. Может быть, поэтому я и согласился оплатить «визитку».

Где гарантия, что кирпич в лоб не прилетит, например? Если есть такие поборы, значит и система налажена…

Но потом я корил себя за то, что купил визитку и тем самым поспособствовал развитию таких «услуг».

Да, я знаю случаи, когда «визитники» оказывали помощь дальнобойщикам, но такие поборы все равно незаконны, а они сами — мошенники. И когда водители платят, они их только поощряют.

Лучший вариант — вообще с ними не разговаривать. Если останавливают по рации, не нужно реагировать. Если все происходит на парковке, не надо поддерживать с ними диалог и точно не стоит открывать дверь в кабину.

Если разговор с «визитниками» все же завязался, то не следует вступать с ними в конфликт. Мы не знаем, какие могут быть последствия…

Сейчас у всех есть видеорегистраторы. Лучше снять разговор, лица тех, кто вымогает деньги, их машину, чтобы были видны госномера, — и передать эту информацию в правоохранительные органы.

На наш же вопрос, верит ли Роман, что такие поборы действительно прекратились, он ответил:

— Сложный вопрос. Если полиции удалось поломать их «систему», это не значит, что мошенники не будут взимать плату другими способами, более ухищренными. Я думаю, что они никуда не исчезли, просто изменили методы работы.

Кстати, на одном из форумов дальнобойщиков мы натолкнулись на сообщение пользователя, который представился сотрудником правоохранительных органов.

По его словам, в 2004-м году за вымогательство на дорогах были задержаны шесть человек, они были осуждены, но условно — без лишения свободы. С 2006-го года «визитники» снова возобновили свою «работу», но уже изменили стиль общения с водителями.

Чтобы им не смогли инкриминировать вымогательство, они убрали из лексикона какие-либо угрозы и требования денег (в ст. 163 УК РФ вымогательство определяется именно как требование передачи чужого имущества под угрозой).

Чтобы их не обвинили в групповом составе преступления, к водителям, как правило, обращается кто-то один.

Как следствие, в случае задержания им даже нечего предъявить.

Как выразился человек, представившийся сотрудником правоохранительных органов, это банальные попрошайки. И если им не платить — они уйдут с дороги.

По его мнению, сами водители, особенно «старожилы», которые давно и часто приезжают в Мурманскую область, привыкли платить и спокойно отдают деньги, объясняя это тем, что в случае всего всегда могут рассчитывать на помощь.

Как прочитали мы на этом же форуме, мол, «платил — и платить буду!»:

— Меня не смущает такой вид сбора, потому что существует обратная связь, при которой можешь обращаться со своими проблемами — от технических до поиска загрузок.