Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до конца 2021 года

Экстремальная Россия: Если водитель едет на Северный Кавказ — он должен уважительно относиться к местным традициям

14 июля 2021 г.15:03

Экстремальная Россия: особенности грузоперевозок на Северный Кавказ

piqsels.com

Да простят нас жители Северного Кавказа, но, когда вспоминаешь этот регион, волей-неволей начинаешь, скажем так, сомневаться в том, насколько он безопасен и насколько безопасно водителям отправляться туда в рейс. В голове всплывают какие-то ужасы, рассказанные знакомыми знакомых. Да и в сети ходят видео (правда, уже довольно давние), где дальнобойщикам даже угрожают пистолетом.

В общем, мы решили выяснить, предрассудки это или нет — страхи насчет Северного Кавказа. И поговорили об этом с перевозчиком, чьи водители за последние три года треть рейсов выполнили именно по Северному Кавказу.

Знакомьтесь: Владимир Кобыляцкий, родом из Ставропольского края. Имеет в собственности шесть грузовиков с прицепом. Уже в течение трех лет сотрудничает с ГК «CRAFTER». За это время его машины выполнили более 150 рейсов и перевезли около 3 тыс. тонн грузов.

— Владимир, давайте сразу напрямую: страхи, что Северный Кавказ — опасный регион, — это предрассудки или они имеют под собой основания? Насколько это рискованно, отправляться туда в рейс?

— Знаете, если вспомнить 90-е годы, то тогда действительно этот регион был довольно опасным. Многие перевозчики отказывались брать работу в республики Северного Кавказа, потому что можно было потерять не только машину с грузом, но и жизнь.

Криминальные элементы орудовали на дорогах по всему региону, в том числе и по Ставропольскому краю.

Однако с того времени все очень сильно изменилось. И сейчас опасения, что на дорогах Северного Кавказа дальнобойщика ждет «беспредел», — это предрассудки.

У меня вот есть водитель, который, наоборот, считает, что Кавказ одно из самых безопасных мест в стране. Да и по официальной статистике преступности здесь на порядок меньше, чем в других регионах.

Местные даже уверяют, что, например, в Чечне машину спокойно можно оставить открытой — и никто ничего не тронет.

Правда, водители, конечно, на практике это не проверяют: как ни крути, преступность все равно есть везде — и рисковать нельзя.

И еще отмечу особое товарищество и даже братство дальнобойщиков на Северном Кавказе: водителю всегда помогут, окажут поддержку в критической ситуации, даже если он из другого региона. Например, если машина сломалась, то кто-нибудь непременно остановится и поможет отремонтировать.

Так что, криминал здесь остался в прошлом. В регионе сейчас порядок и все вполне цивилизованно.

— А если говорить о манере вождения местных жителей? Есть ведь тоже такое представление, что жители горных регионов, обладая горячим темпераментом, любят лихачить на дорогах. С этой точки зрения, насколько безопасно передвигаться по дорогам Северного Кавказа?

— Ну, если говорить о водителях грузовиков, то тут никакой агрессивной манеры вождения нет — в грузоперевозках она просто недопустима. Как можно агрессивно везти 20 тонн груза?

А вот местные на легковых автомобилях действительно могут лихачить. В Дагестане, Чечне, Ингушетии любят скорость и агрессивную езду.

Фото: commons.wikimedia.org

Однако есть одно интересное наблюдение: молодые люди так вольно ведут себя на дорогах только тогда, когда находятся «вне поля зрения» своих старших родственников.

Поскольку на Кавказе традиционно с большим уважением относятся к старшим и во всем к ним прислушиваются, а старшие на Кавказе любят во всем порядок, в том числе и на дорогах, молодежь дома старается ездить аккуратно.

Иначе, если младшие будут замечены за агрессивной и рискованной ездой, их непременно ждет наказание, как и за любое неподобающее поведение.

Но! Как только они выезжают из своих «домашних» регионов, «в гостях» начинают вести себя довольно агрессивно.

Так что, получается, наоборот, с этой точки зрения на Северном Кавказе водители чувствуют себя даже в большей безопасности.

— Хорошо. А что насчет местного ландшафта? Из-за гористой местности на Кавказе тоже много труднодоступных районов. Приходилось ли вам доставлять грузы туда? Как это было?

— На Северном Кавказе действительно множество горных троп и серпантинов, достаточно просто свернуть с основной трассы — и водитель сразу же почувствует настоящий кавказский колорит.

Однако мои водители никогда в такие районы не ездили.

Дело в том, что все крупные распределительные центры в регионе располагаются вне опасных зон, не в горах. И крупные грузоотправители компании «CRAFTER», с которой мы работаем, тоже находятся на равнинной местности.

Хотя, конечно, прежде чем соглашаться на рейс, нужно заранее узнать, куда именно необходимо доставить груз.

— А как выполняются перевозки по Северному Кавказу в зимнее время, когда возможен сход лавин, снежные завалы и в принципе могут быть сложные условия для движения?

— Опять-таки, основные магистрали, которыми пользуются мои водители, далеки от гор. Поэтому в моей практике проблем со снежными завалами не было. Да, бывает, что на трассах работает снегоуборочная техника, тогда водители стоят в небольших пробках. Но это бывает редко.

Крайне редко случаются и заносы фуры, даже если выдается снежная зима. Все-таки Северный Кавказ это же не Сибирь — зимы здесь мягче.

— Вместе с тем еще совсем недавно, насколько я знаю, на регионы Северного Кавказа не распространялось страхование по КАСКО. А сейчас какие-то проблемы со страхованием есть?

— Вот еще два года назад проблемы действительно были: Северный Кавказ был недоступен для страхования ответственности перевозчика или для страхования груза.

Но на данный момент ситуация уже изменилась: можно либо получить страховку, либо пройти процедуру согласования. Например, если какая-то территория не входит в покрытие, то перевозчик может внести этот район в страховку.

Такая же история была и с КАСКО, однако сейчас и по этому направлению абсолютно равные условия со всеми регионами России.

— А как бы вы оценили качество дорог в регионе и развитость инфраструктуры, в том числе и придорожного сервиса?

— За последние годы в дорожное строительство на Северном Кавказе вложены десятки миллиардов рублей, поэтому дорожная сеть здесь сейчас развита прекрасно!