Экстремальная Россия: Если водитель едет на Северный Кавказ — он должен уважительно относиться к местным традициям

14 июля 2021 г.15:03

Экстремальная Россия: особенности грузоперевозок на Северный Кавказ

piqsels.com

Да простят нас жители Северного Кавказа, но, когда вспоминаешь этот регион, волей-неволей начинаешь, скажем так, сомневаться в том, насколько он безопасен и насколько безопасно водителям отправляться туда в рейс. В голове всплывают какие-то ужасы, рассказанные знакомыми знакомых. Да и в сети ходят видео (правда, уже довольно давние), где дальнобойщикам даже угрожают пистолетом.

В общем, мы решили выяснить, предрассудки это или нет — страхи насчет Северного Кавказа. И поговорили об этом с перевозчиком, чьи водители за последние три года треть рейсов выполнили именно по Северному Кавказу.

Знакомьтесь: Владимир Кобыляцкий, родом из Ставропольского края. Имеет в собственности шесть грузовиков с прицепом. Уже в течение трех лет сотрудничает с ГК «CRAFTER». За это время его машины выполнили более 150 рейсов и перевезли около 3 тыс. тонн грузов.

— Владимир, давайте сразу напрямую: страхи, что Северный Кавказ — опасный регион, — это предрассудки или они имеют под собой основания? Насколько это рискованно, отправляться туда в рейс?

— Знаете, если вспомнить 90-е годы, то тогда действительно этот регион был довольно опасным. Многие перевозчики отказывались брать работу в республики Северного Кавказа, потому что можно было потерять не только машину с грузом, но и жизнь.

Криминальные элементы орудовали на дорогах по всему региону, в том числе и по Ставропольскому краю.

Однако с того времени все очень сильно изменилось. И сейчас опасения, что на дорогах Северного Кавказа дальнобойщика ждет «беспредел», — это предрассудки.

У меня вот есть водитель, который, наоборот, считает, что Кавказ одно из самых безопасных мест в стране. Да и по официальной статистике преступности здесь на порядок меньше, чем в других регионах.

Местные даже уверяют, что, например, в Чечне машину спокойно можно оставить открытой — и никто ничего не тронет.

Правда, водители, конечно, на практике это не проверяют: как ни крути, преступность все равно есть везде — и рисковать нельзя.

И еще отмечу особое товарищество и даже братство дальнобойщиков на Северном Кавказе: водителю всегда помогут, окажут поддержку в критической ситуации, даже если он из другого региона. Например, если машина сломалась, то кто-нибудь непременно остановится и поможет отремонтировать.

Так что, криминал здесь остался в прошлом. В регионе сейчас порядок и все вполне цивилизованно.

— А если говорить о манере вождения местных жителей? Есть ведь тоже такое представление, что жители горных регионов, обладая горячим темпераментом, любят лихачить на дорогах. С этой точки зрения, насколько безопасно передвигаться по дорогам Северного Кавказа?

— Ну, если говорить о водителях грузовиков, то тут никакой агрессивной манеры вождения нет — в грузоперевозках она просто недопустима. Как можно агрессивно везти 20 тонн груза?

А вот местные на легковых автомобилях действительно могут лихачить. В Дагестане, Чечне, Ингушетии любят скорость и агрессивную езду.

Фото: commons.wikimedia.org

Однако есть одно интересное наблюдение: молодые люди так вольно ведут себя на дорогах только тогда, когда находятся «вне поля зрения» своих старших родственников.

Поскольку на Кавказе традиционно с большим уважением относятся к старшим и во всем к ним прислушиваются, а старшие на Кавказе любят во всем порядок, в том числе и на дорогах, молодежь дома старается ездить аккуратно.

Иначе, если младшие будут замечены за агрессивной и рискованной ездой, их непременно ждет наказание, как и за любое неподобающее поведение.

Но! Как только они выезжают из своих «домашних» регионов, «в гостях» начинают вести себя довольно агрессивно.

Так что, получается, наоборот, с этой точки зрения на Северном Кавказе водители чувствуют себя даже в большей безопасности.

— Хорошо. А что насчет местного ландшафта? Из-за гористой местности на Кавказе тоже много труднодоступных районов. Приходилось ли вам доставлять грузы туда? Как это было?

— На Северном Кавказе действительно множество горных троп и серпантинов, достаточно просто свернуть с основной трассы — и водитель сразу же почувствует настоящий кавказский колорит.

Однако мои водители никогда в такие районы не ездили.

Дело в том, что все крупные распределительные центры в регионе располагаются вне опасных зон, не в горах. И крупные грузоотправители компании «CRAFTER», с которой мы работаем, тоже находятся на равнинной местности.

Хотя, конечно, прежде чем соглашаться на рейс, нужно заранее узнать, куда именно необходимо доставить груз.

— А как выполняются перевозки по Северному Кавказу в зимнее время, когда возможен сход лавин, снежные завалы и в принципе могут быть сложные условия для движения?

— Опять-таки, основные магистрали, которыми пользуются мои водители, далеки от гор. Поэтому в моей практике проблем со снежными завалами не было. Да, бывает, что на трассах работает снегоуборочная техника, тогда водители стоят в небольших пробках. Но это бывает редко.

Крайне редко случаются и заносы фуры, даже если выдается снежная зима. Все-таки Северный Кавказ это же не Сибирь — зимы здесь мягче.

— Вместе с тем еще совсем недавно, насколько я знаю, на регионы Северного Кавказа не распространялось страхование по КАСКО. А сейчас какие-то проблемы со страхованием есть?

— Вот еще два года назад проблемы действительно были: Северный Кавказ был недоступен для страхования ответственности перевозчика или для страхования груза.

Но на данный момент ситуация уже изменилась: можно либо получить страховку, либо пройти процедуру согласования. Например, если какая-то территория не входит в покрытие, то перевозчик может внести этот район в страховку.

Такая же история была и с КАСКО, однако сейчас и по этому направлению абсолютно равные условия со всеми регионами России.

— А как бы вы оценили качество дорог в регионе и развитость инфраструктуры, в том числе и придорожного сервиса?

— За последние годы в дорожное строительство на Северном Кавказе вложены десятки миллиардов рублей, поэтому дорожная сеть здесь сейчас развита прекрасно!

Фото: ФКУ Упрдор «Кавказ»

Дороги в большей части районов очень хорошие, с ровным асфальтом на всех крупных направлениях. Многие участки капитально отремонтированы, например трасса М-4 «Дон».

Уже достаточно давно на дорогах Северного Кавказа есть и крупные сети заправочных станций, душевые, мини-отели, безопасные парковки для большегрузов.

В магазинах на трассах продается абсолютно все, что мы привыкли видеть у себя в регионах. В Дагестане, например, вообще можно купить некоторые товары на порядок дешевле. Да и в целом, цены здесь ниже, чем в большинстве других регионов.

Вдоль трасс есть кафе, которые, естественно, отличаются прекрасной местной кухней! Знаменитый кавказский шашлык, плов, сациви, чахохбили, ачма, харчо... Еще ни разу моим водителям не попалось место, о котором бы они как-то плохо вспоминали.

Правда, есть свои нюансы: например, в религиозные праздники некоторые магазины и кафе могут не работать. Или меню будет отличаться от обычного: нигде не найдешь блюда из свинины.

Однако поскольку водители зачастую берут продукты из дома и готовят самостоятельно, такие ограничения их не особо затрагивают.

— И все же… Есть какие-то специальные рекомендации, которые вы даете своим водителям, отправляя их на Кавказ?

— Говорю, что бояться не нужно, но, как в любом другом регионе, следует оставаться осторожными и внимательными.

Во-первых, пользоваться надежными стоянками в крупных населенных пунктах, где оборудовано все для безопасного ночлега, или возле крупных заправочных станций.

Во-вторых, всегда быть бдительным в незнакомой местности. Хотя дороги на большей части Северного Кавказа хорошие, в регионе встречаются и опасные участки. Поэтому нужно быть готовым к этому, в том числе соответствующим образом комплектуя свой автомобиль.

Кроме того, перед рейсом советую водителям позаботиться о том, чтобы у них были с собой наличные средства. Терминалы для приема карт установлены не везде, а только в крупных населенных пунктах, в магазинах, кафе и на заправках. Схема с прямым переводом денег на карту тоже не всегда работает.

Водитель также должен быть готов к тому, что в некоторых районах он может быть «не в сети». Дело в том, что из-за гор покрытие сотовой связи на Северном Кавказе, к сожалению, не достаточное. Хотя в крупных населенных пунктах такой проблемы нет — даже 4G-интернет стабильный.

Кстати, следует еще учитывать то, что местные водители часто катаются без страховки.

Ну, а главное, если водитель едет на Северный Кавказ, он должен уважительно относиться к местным традициям, чтобы не попасть в нежелательную историю.

— В целом, чем перевозки по Северному Кавказу отличаются от перевозок в другие регионы страны? В том числе если сравнивать их по стоимости.

— Есть еще вот такая специфика некоторых районов Северного Кавказа. Поскольку кавказцы активно занимаются скотоводством, там на трассе довольно часто можно встретить крупнорогатый скот. Поэтому водитель должен внимательно смотреть на дорогу, чтобы не дай Бог не сбить барана или корову.

Фото: pixabay.com

Случаи, когда животные выходят на дорогу, в регионах Северного Кавказа действительно не редкость. Из-за этого водителям приходится останавливаться и ждать, пока стадо не пройдет или пастух его не отгонит. На это уходит какое-то время, что следует учитывать, когда рассчитываешь рейс, чтобы не опоздать на загрузку или выгрузку.

Что же касается ставки на перевозки, то она на порядок выше, чем на рейс в Сибирь или на Урал.

— Ну, и напоследок расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь запомнившемся вам случае из рейсов на Северный Кавказ.

— Был один такой около года назад. Ехал мой водитель Андрей по трассе, засмотрелся на местную красоту — и не заметил, как на дорогу выскочил барашек. И, к сожалению, сбил животное.

Что он сделал? Остановился, вышел. В этот момент подходит к нему старичок: как потом выяснилось, это он пас своих баранов недалеко от трассы.

Водитель думает: «Ну, все. Сейчас лягу я с этим барашком рядом».

Однако одно из основных качеств Андрея — талант переговорщика, дипломата я бы даже сказал. Объяснил он старичку, как все случилось, и предложил ему этого барашка выкупить.

Правда, тот цену загнул как за крупного барана. Водитель согласился, заплатил и положил барашка в кабину. Приехал после выгрузки на базу и вместе с другими водителями сделали из него шашлык и поужинали.

Но теперь Андрей внимательно следит за дорогой, и больше таких случаев в его жизни не было.