Эксперты: обвал рубля создаст риск ухода автопроизводителей из России

11 марта 2020 г.10:05

Эксперты: обвал рубля создаст риск ухода автопроизводителей из РФ, цены вырастут до 10%

pxhere.com

Ослабление рубля на фоне падения стоимости нефти может спровоцировать уход некоторых автопроизводителей с российского рынка, считают эксперты, опрошенные ТАСС. Это также приведет к поэтапному росту цен на новые машины, уже к лету их стоимость может вырасти на 10%.

Рубль резко подешевел к американской и европейской валютам на фоне сильнейшего обвала цен на нефть после провала переговоров в Вене о сокращении добычи нефти. Так, курс доллара на международном рынке Forex 9-го марта превысил отметку в 75 рублей. Курс евро при этом поднялся выше 85 рублей. Обе иностранные валюты в последний раз находились на таком уровне в 2016-м году.

Торги на Московской бирже во вторник, 10-го марта, завершились снижением основных индексов на 8-13%, доллар и евро подорожали на 5-5,5%. Курс доллара по состоянию на 19:05 по московскому времени достиг 72,01 рубля, евро — 81,7 рубля. В течение дня они поднимались почти до 73 и 85 рублей. Таким образом, повторения «черного вторника» 2014-го года, когда курсы валют на бирже за день подскочили на 38-48%, а курс евро достигал 100 рублей, все же не произошло. 

Рост цен на автомобили

Эксперты сходятся во мнении, что в связи с обвалом рубля автопроизводители будут вынуждены поднять цены, однако это произойдет поэтапно.

«Если курс укрепится на этом уровне или продолжит рост, то в ближайшие полтора месяца (вторая половина марта и апрель), я не исключаю, будет ажиотаж с покупкой автомобилей по старым ценам. Конечно, автопроизводители не будут поднимать цены в ближайшее время, но уже просчитывают, каким будет повышение. Я думаю, что уже к лету автомобили подорожают на 5-10%», — считает директор агентства «Автостат» Сергей Целиков.

Подобного прогноза также придерживается автомобильный эксперт, партнер аналитического «Автостата» Игорь Моржаретто.

«Когда у нас установится окончательный курс, я думаю, что он установится где-нибудь на уровне 69 за доллар. Тогда можно будет сказать, что повышение цен составит примерно 10%», — считает он.

По мнению старшего директора, руководителя группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максима Худалова, цены на автомобили могут вырасти на 5-7% с начала апреля.

Кроме того, Игорь Моржаретто отметил, что в течение марта и апреля ожидается «дикий рост продаж».

«Люди, которые собирались в течение года приобрести автомобиль, поймут, что завтра он будет значительно дороже, и попытаются купить его сейчас. Выведут все остатки, все запасы, так что сейчас [будет] рост продаж, а начиная с лета — падение», — сказал он.

Ранее по поводу роста цен на автомобили высказался президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев. По его мнению, импортные бренды повысят цены быстрее, чем локализованные.

Падение продаж и риски ухода автопроизводителей

Резкий рост цен в том числе спровоцирует падение продаж легковых автомобилей и LCV в России в 2020-м году, уточняет Игорь Моржаретто.

«Нас однозначно ждет очень серьезное падение продаж в течение года. У нас прогноз был -2% (прогноз АЕБ на 2020 год -2,1% – прим.), об этом можно уже сейчас забыть и говорить о -10, -20%», — уверен он.

Эксперты сходятся во мнении, что нестабильная ситуация на автомобильном рынке, которая продолжает усугубляться вспышкой коронавируса и обвалом рубля, может спровоцировать уход некоторых производителей с российского рынка.

«Риски есть, потому что рынка на всех не хватает, слишком много брендов в России. Если рынок еще сократится, то, естественно, придется кому-то уходить. Не хватает на всех такого объема рынка, и экономика не у каждого бренда позволит держаться с объемами 2-3 тыс. автомобилей в год», — рассуждает Сергей Целиков.

Как в конце года сообщал глава Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, он не исключает, что кто-либо из автопроизводителей может покинуть рынок. Более того, некоторые из них уже сообщили министру о возможном уходе из России.

Уход с авторынка — процесс долгосрочный, уточнил Сергей Целиков, однако в случае падения автомобильных продаж в России на 20-30% можно вполне ожидать ухода большого числа игроков.

«Кто-то уйдет, так скажем, неформально. Есть, например, Honda, которая не ушла с рынка, но поставляет только под заказ. Есть PSA, который с рынка не ушел, но его объемы продаж — меньше 300 машин в месяц. Lifan в этом году фактически сдулся. Он заявляет, что не уйдет, но его уже фактически нет на рынке», — пояснил он.

При этом Игорь Моржаретто отметил, что в первую очередь с рынка могут уйти компании, не имеющие собственного производства в России.

«Серьезная угроза нависает над несколькими компаниями, которые поставляют в небольших объемах импортные модели. Они находятся в зоне риска, и я не удивлюсь, если несколько компаний в течение ближайшего полугода объявят об уходе из России», — сказал он.

«Теоретически это возможно (уход автопроизводителей из РФ – прим.). Если мы посмотрим на мощности, которые созданы в стране, — это примерно 3 млн. автомобилей. Рынок намного меньше, производство падает. В целом глобальная ситуация в автомобильной промышленности тоже не очень хорошая. Мы видим падение спроса на многих рынках, поэтому теоретически в рамках каких-то глобальных стратегий те или иные автопроизводители могут принять решение (особенно у кого доля в России не так велика или мощности небольшие) об оптимизации. Допустим, либо уйти с рынка, либо временно заморозить производство», — рассуждает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов.

Необходимость государственной поддержки

Правительство может поддержать автомобильный рынок с помощью увеличения финансирования программ льготного кредитования и лизинга, считает Игорь Моржаретто.

«Программа льготного автокредитования сейчас работает в усеченном виде, а должна в полном объеме», — уточнил он.

Среди прочих мер поддержки рынка — увеличение госзакупок, отмечает Владимир Беспалов, однако в этом случае речь, скорее, идет о коммерческом транспорте.

Сейчас в качестве поддержки автомобильных продаж в России запущены программы льготного кредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Всего в 2020-м году Министерство промышленности и торговли РФ выделило на них 5 млрд. рублей.

Ранее издание «Ведомости» предположило, что средства могут кончиться уже к концу марта. В 2019-м году на программы льготного автокредитования в общей сложности было выделено 9,4 млрд. рублей (в июле министерство выделило дополнительные 6 млрд. рублей).