Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2022-ой год

Эксперты надеются, что новые санкции ЕС не вызовут остановку грузопотоков

6 апреля 2022 г.12:04

Эксперты надеются, что новые санкции ЕС не вызовут остановку грузопотоков

pxhere.com

Как полагают опрошенные ТАСС эксперты из транспортной отрасли, новый пакет санкций ЕС не приведет к приостановке грузопотоков, а позволит найти оптимальные логистические решения. Вместе с тем новый пакет санкций может ввести полный запрет на заходы российских судов и судов российских операторов в порты стран Евросоюза и ограничить въезд в страны ЕС российских автомобильных перевозчиков.

Так, во вторник, 5-го апреля, Еврокомиссия опубликовала предложения по пятому пакету санкций против России, теперь эти предложения должны обсудить все страны Евросоюза.

При этом новый пакет санкций, если он будет принят в таком виде, в каком его анонсировали, может опять серьезно ударить по отрасли грузовых перевозок, которая и так сейчас столкнулась с большими сложностями.

В частности, предлагается запретить российским судам, а также судам, управляемым российскими операторами, заходить в порты ЕС. Исключение могут сделать только для товаров первой необходимости, продовольствия, гуманитарных грузов и энергоресурсов.

Кроме того, рассматривается также запрет на въезд автомобильных перевозчиков России и Беларуси. Правда, как этот запрет будет реализован, пока не уточняется.

При этом, как отмечает генеральный секретарь Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП) Геннадий Бессонов, основной поток грузов из России в Европейский союз идет именно через сухопутные переходы.

По морю грузы из ЕС приходят в Санкт-Петербург и Калининград, пояснил он. Главным образом, грузовые потоки состоят из промышленных товаров, продуктов, машиностроительных и химических грузов.

Вместе с тем Геннадий Бессонов полагает, что существующие грузопотоки можно будет заменить: точная логистика пока еще находится в стадии проработки, но игроки рынка рассматривают в первую очередь варианты перевозок через территорию Азербайджана и Турции. Он также напомнил, что Россия является крупнейшей страной для транзита грузов из стран Юго-Восточной Азии.

«Никто не хочет останавливать бизнес. ... Мне кажется, сейчас здесь нужно выждать некую паузу, когда политические заявления будут сепарированы от бизнес-процессов, в которых заинтересованы одинаково все страны, — сказал он. — Но могу сказать одну вещь: в любом случае логистические решения будут найдены. Какие бы санкции ни были, движение грузов не будет прекращаться».

В свою очередь, генеральный директор консалтинговой компании InfraProjects Алексей Безбородов называет новые предложенные Еврокомиссией санкции против российского флота чисто техническими. Эксперт напоминает, что Евросоюз еще месяц назад ввел санкции против российского морского регистра — то есть, по сути, против всех судов, которые ходят под российским флагом.

«Единственный способ запретить российским судам вход в европейские порты уже произведен. Под санкции попал морской регистр РФ», — подчеркнул Алексей Безбородов.

Кроме того, в начале марта иностранные судоходные компании Maersk, Mediterranean Shipping Company (MSC) и CMA CGM, специализирующиеся на морских грузовых перевозках и обслуживании портовых терминалов, заявили о полной или частичной приостановке работы в России.

Единственное: Maersk и MSC сообщали, что не будут приостанавливать перевозки продуктов питания, медикаментов и гуманитарных грузов, что как раз таки и входит в исключения в новом пакете санкций.

Что касается запрета для автомобильных перевозчиков, то тут опрошенные изданием «Коммерсантъ» эксперты опасаются, что, если такое решение будет принято, сухопутный товаропоток между Россией и ЕС будет практически полностью остановлен. Для перевозчиков в таком случае останется путь через Турцию, что значительно удорожит доставку товаров.

В то же время игроки рынка полагают, что на экспедиторских компаниях новый пакет санкций отразится в меньшей степени. По оценкам экспертов, на российских и белорусских перевозчиков приходилось только где-то около 30% трансграничных перевозок, основую роль и так играли польские и литовские компании.

Однако как будет выстраиваться бизнес с ними, тоже вопрос, поскольку уже на фоне введенных санкций изменились требования по предоплате (довольно часто перевозчики, с которыми ранее, как правило, рассчитывались по факту, требуют 100-процентной предоплаты). Плюс, есть сложности с расчетами в валюте.

При этом эксперты считают, что новые санкции Евросоюза могут ускорить переток перевозчиков в польскую и литовскую резиденции, поскольку у крупных компаний и прежде парк был зарегистрирован не только в России, но и в Литве, Польше и Беларуси. Правда, ранее это использовалось для того, чтобы упростить получение дозволов.

Добавим также, что новый пакет санкций ЕС предусматривает еще запрет на экспорт в Россию транспортного оборудования на сумму более 10 млрд. евро, квантовых компьютеров и передовых полупроводников и запрет на импорт из России древесины, цемента, морепродуктов и алкоголя.