До конца октября в Казахстане запустят единую цифровую систему таможенных и логистических услуг
11 сентября 2025 г.17:00

Пресс-служба президента Республики Казахстан
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил до конца октября запустить единую цифровую систему Smart Cargo, которая станет своего рода «единым окном» для импорта, экспорта и транзита товаров. Ожидается, что это позволит повысить качество оказываемых таможенных и логистических услуг и сократить сроки перевозки грузов. Одновременно глава государства указал на необходимость улучшить для автомобильных перевозчиков условия на границе и обеспечить выполнение транзита по принципу «зеленого коридора». Кроме того, в стране пересмотрят действующую тарифную систему на доставку грузов с учетом всех видов транспорта с тем, чтобы она стала более гибкой, прозрачной и конкурентоспособной.
Подчеркнем: Казахстан на данный момент действительно является ключевым логистическим хабом в Центральной Азии. Через него проходит сразу несколько важных международных транспортных коридоров, в том числе «Север-Юг», несколько ответвлений логистического маршрута «Европа – Западный Китай», а также один из транзитных маршрутов для доставки товаров из Китая в Россию.
В итоге, только за прошлый год через территорию республики было перевезено более 1 млрд. тонн грузов.
Однако при этом в стране остаются недочеты, которые замедляют и усложняют перевозку грузов и в целом негативно отражаются на качестве оказываемых логистических и таможенных услуг.
«От грузоперевозчиков поступают многочисленные жалобы на затянутость всех процессов. Фактически, каждую услугу им приходится оформлять через разные цифровые системы, а где-то даже по-старинке бегать с бумажками. Еще большее возмущение вызывает отсутствие качественного доступа к интернету на некоторых пограничных и таможенных постах», — привел в своем послании пример президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Он также указал на существующую систему тарифообразования в грузовых перевозках, которая на сегодняшний день является фрагментарной и недостаточно гибкой.
В связи с этим глава государства поручил:
• во-первых, до конца октября запустить единую цифровую систему таможенных и логистических услуг Smart Cargo, которая обеспечит частным компаниям равный автоматизированный доступ к инфраструктуре и позволит управлять перевозками с применением искусственного интеллекта;
• во-вторых, до конца года разработать конкурентную тарифную политику в грузовых перевозках с учетом всех видов транспорта;
• в-третьих, улучшить для автомобильных перевозчиков качество оказания услуг на границе, уделив внимание возможности осуществлять беспрепятственные перевозки на всей территории страны и созданию условий для транзита по принципу «зеленого коридора».
Кроме того, Касым-Жомарт Токаев указал на необходимость обеспечить должные темпы модернизации пограничных переходов с тем, чтобы в этом году в эксплуатацию действительно были введены еще восемь пунктов пропуска, а всего в ближайшие три года реконструировано 34 перехода.
Одновременно глава государства отметил недостаточное развитие в стране контейнерных перевозок. Если в среднем в мире на контейнерные перевозки приходится более 16% сухих грузов, то в Казахстане их доля составляет всего около 7%.
«Правительству нужно принять специальную Программу, направленную на стимулирование контейнерных перевозок. В ней также должны быть предусмотрены действенные меры по развитию мультимодальных маршрутов», — поручил президент республики.
По его словам, в Казахстане в принципе «следует выстроить новую модель управления транспортной системой, при которой она будет окупать государственные инвестиции».