Для Транскаспийского маршрута, который идет в обход России, запустили единую Координационную платформу

13 июня 2024 г.12:57

Для Транскаспийского маршрута запустили единую Координационную платформу

Пресс-служба Министерства транспорта Республики Казахстан

Как сообщили в Министерстве транспорта Казахстана, накануне состоялся запуск единой Координационной платформы Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который позволяет доставлять грузы между Китаем и Европой в обход России. Ожидается, что такая платформа поможет синхронизировать усилия всех стран по развитию необходимой инфраструктуры и организации перевозок на этом логистическом пути, а также сократить время доставки товаров между КНР и ЕС до 15 дней.

Как уточнили в ведомстве, запуск Координационной платформы ТМТМ прошел при участии стран, расположенных вдоль транспортного коридора, а также международных финансовых институтов и не входящих в состав ЕС стран G7.

Напомним: Транскаспийский маршрут проходит через Казахстан, который непосредственно граничит с Китаем, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Турцию и оттуда выходит на страны Европы. Так, в частности, сейчас на территории Европы строится магистраль, которая обеспечит выход из Стамбула на Болгарию, Румынию, Венгрию, Словакию, Польшу и Литву.

При этом в развитии транспортного коридора заинтересованы все страны ЕС, поскольку он может обеспечить грузовой поток с Китаем и другими странами Азии в обход России, что особенно актуально на фоне действующих санкционных ограничений в отношении РФ.

Ожидается, что Координационная платформа будет способствовать развитию этого логистического пути. «Новая платформа будет работать над расширением функционала Транскаспийского транспортного маршрута, чтобы превратить его в мультимодальный и конкурентный маршрут, связывающий Европу с Азией за 15 дней или менее», — подчеркнули в Министерстве транспорта Казахстана.

Как пояснили в пресс-службе ведомства, в рамках Координационной платформы страны, входящие в Транскаспийский маршрут, смогут синхронизировать свои усилия по развитию инфраструктуры в Центральной Азии и по расширению инвестиций в железнодорожную, автомобильную и портовую инфраструктуру логистического пути.

Ранее в Казахстане уже представили две информационные системы для координации грузовых перевозок по Транскаспийскому маршруту. Так, в частности, сервис Track & Trace позволяет в онлайн-режиме отслеживать перемещение груза и его таможенный статус, а платформа TezCustoms обеспечит безбумажное оформление таможенного транзита, включая подготовку предварительной информации, автоматическую регистрацию и выпуск транзитных деклараций.

Кроме того, летом прошлого года между Казахстаном, Азербайджаном и Грузией было подписано соглашение, предусматривающее в том числе создание совместного оператора для организации перевозок по Транскаспийскому маршруту с гармонизацией таможенных, транзитных, тарифных и других мер.

Летом прошлого года Казахстан также заключил соглашение с Китаем, направленное на развитие Транскаспийского маршрута, а летом этого года было подписано соглашение с Турцией, вводящее единый цифровой перевозочный документ для ТМТМ.

Одновременно Казахстан ведет переговоры с европейскими странами по продвижению Транскаспийского маршрута.

В целом можно сказать, что стимулом для развития этого транспортного коридора как раз таки стали санкции в отношении России. На этом фоне в 2023-м году объем грузовых перевозок по ТМТМ, по сравнению с 2022-м годом, увеличился в два раза. По итогам первых четырех месяцев 2024-го года он вырос еще на 15%.