Для лихачей хотят ввести уголовную ответственность

20 декабря 2021 г.16:55

Для лихачей хотят ввести уголовную ответственность

pixabay.com

Для любителей лихачить, которых не останавливает даже лишение водительских прав, хотят ввести уголовную ответственность. Соответствующий законопроект в пятницу, 17-го декабря, внесли на рассмотрение Государственной Думы. Правительство РФ его полностью поддержало, однако у Верховного суда есть замечания к документу.

Так, уголовную ответственность хотят ввести в тех случаях, когда водитель, лишенный прав за повторное превышение скорости более чем на 60 км/ч или за повторный выезд на встречную полосу движения, был опять пойман на тех же самых нарушениях.

В таком случае, в соответствии с законопроектом, ему может грозить штраф в размере 200-300 тыс. рублей с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Вместо штрафа могут присуждаться обязательные работы до 480 часов, принудительные работы до двух лет или даже лишение свободы до двух лет.

При этом учитываться будут только те нарушения, которые зафиксированы непосредственно инспектором. Нарушения, выявленные дорожными камерами, на привлечение к уголовной ответственности (как и, в принципе, на лишение прав) влиять не могут, поскольку штрафы выписываются на владельца транспортного средства вне зависимости от того, был ли он действительно за рулем.

Правительство РФ предложенный законопроект поддержало, однако у Верховного суда есть к нему несколько замечаний. Во-первых, как отмечается в официальном отзыве Суда, само по себе неоднократное совершение одних и тех же нарушений еще не может быть достаточным основанием для привлечения к уголовной ответственности. Уголовное дело в таких случаях возбуждается тогда, когда нарушение «повлекло за собой причинение вреда конституционно охраняемым ценностям или содержало реальную угрозу причинения такового».

Во-вторых, Верховный суд указывает на отсутствие оснований, почему уголовную ответственность планируют вводить именно за повторное превышение скорости или выезд на встречную полосу, когда иные нарушения ПДД способны причинить аналогичный по своим последствиям вред: например, проезд на запрещающий сигнал светофора, оставление места ДТП и т.п.

В частности, по данным Верховного суда, в 2020-м году за повторный проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика к административной ответственности было привлечено 5 317 водителей, за оставление места ДТП — 50 253 водителей.

Вместе с тем, как следует из пояснительной записки к законопроекту, на повторном превышении скорости в прошлом году все же было поймано гораздо больше автолюбителей — возбуждено 202 142 дела (это, кстати, 40% от количества аналогичных нарушений, зафиксированных в 2020-м году впервые), а за последнее время произошло несколько резонансных ДТП со смертельным исходом, связанных с выездом на встречную полосу.

Добавим также, что законопроект разработали в ответ на действия блогеров, которые специально снимают видео своей «лихаческой» езды. Одна из таких поездок недавно закончилась трагически: блогер Саид Губденский выехал на встречную полосу и погиб в ДТП вместе с пассажиром.