Дилеры рассказали, почему «параллельный» импорт автомобилей пока невозможен

4 июля 2022 г.11:25

«Параллельный» импорт автомобилей в Россию пока не работает

commons.wikimedia.org

В начале мая Министерство промышленности и торговли РФ утвердило список товаров, разрешенных для параллельного импорта, куда в том числе вошли практически все иностранные бренды автомобилей — Chevrolet, Mitsubishi, Renault, Nissan, Land Rover, Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Audi, Toyota и др. Однако пока такая схема ввоза машин в Россию не работает в полной мере, а распространяется только на единичные автомобили. Почему так происходит, рассказали дилеры в комментариях ТАСС.

В частности, в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) пояснили, что параллельный импорт автомобилей среди дилерского сегмента пока не получил распространения из-за рядя бюрократических процедур.

«Это и таможня, и сертификация, и вопросы гарантийного обслуживания. Да даже вопрос оформления электронных паспортов остается открытым. Все эти факторы позволяют говорить о небольшом объеме параллельного импорта, который не покроет существующий дефицит», — считают в ассоциации.

При этом там отмечают, что, поскольку мировой дефицит машин продолжается, ждать, что в Россию «хлынет поток» автомобилей, когда эти проблемы будут решены, не стоит.

Проблема с одобрением

В свою очередь, в дилерском центре «Рольф» рассказали, что сегодня параллельный импорт юридическими лицами невозможен, поскольку импортер при ввозе автомобиля должен предъявлять таможенному органу ОТТС (одобрение типа транспортного средства), однако использовать ОТТС для этих целей можно только с согласия производителя.

Кроме того, оформленные ранее в России ОТТС все равно не смогут применяться, поскольку они распространяются только на конкретные модификации автомобилей, выпущенные для рынка РФ, а в рамках параллельного импорта в страну повезут автомобили, произведенные для других рынков.

«Поэтому обязательным условием для организации параллельного импорта автомобилей в Россию будет являться предоставление организациям-импортерам возможности вместо использования ОТТС оформлять на каждый новый автомобиль свидетельство о безопасности колесного транспортного средства (СБКТС) в специальных уполномоченных организациях. При этом, безусловно, оформление СБКТС должно позволять импортеру оформить электронный ПТС на автомобиль», — заявили в центре.

Сегодня же возможность ввоза с помощью такого свидетельства применима только для поддержанных машин или ввоза физическими лицами для собственного использования, указали в «Рольфе».

Откуда везти

По словам генерального директора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, основными поставщиками автомобилей по параллельному импорту являются ОАЭ и Германия. Он отметил, что поставляются в основном самые дорогие автомобили, так как они обладают наибольшей маржинальностью для людей, которые занимаются этим бизнесом.

«Основные бренды, которые поступают по параллельному импорту — это Mercedes, Range Rover, Lexus, Toyota Land Cruiser и др. Но пока что это все точечные поставки, которые не могут конкурировать с официальными импортерами», — пояснил эксперт.

Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков рассказал, что пока официальной информации о том, через какие страны может быть осуществлен ввоз автомобилей, нет. «В любом случае отрасли потребуется время, чтобы разработать стратегию параллельного импорта и, конечно, предварительно оценить все аспекты данной процедуры», — подчеркнул он.

Автомобили в дефиците

Алексей Стариков также уточнил, что сейчас во всех сегментах сохраняется дефицит автомобилей, а имеющиеся запасы на складах «тают с каждым днем». При этом поставки продолжают китайские производители. «Пока отсутствует понимание точных дат, когда возобновятся отгрузки и закончится перерыв в работе локализованных производств», — указал он.

В ГК «Автоспеццентр» автомобили китайских марок Haval, Geely, Chery, Exeed сегодня являются самыми доступными, в дилерских центрах в наличии от 30 машин каждого бренда, заявил генеральный директор компании Андрей Терлюкевич.

«Другие самые доступные марки — Kia и Skoda, от 200 автомобилей на дилерских складах. Достаточный запас авто бренда Nissan — более 100. Однако ограничено предложение по модели Nissan Pathfinder. Что касается авто премиальных брендов, сейчас в дилерских центрах от 30 автомобилей марок Porsche и Infinity», — рассказал он.

В ГК «Автодом» самой дефицитной маркой назвали Jaguar. «Сейчас в ГК «Автодом» есть автомобили всех представляемых брендов — Audi, Mercedes-Benz, BMW, Jaguar, Land Rover. При этом у нас самый большой сток BMW в России — более 150 авто, но ежедневно автомобилей становится меньше и меньше. Автомобилей Audi — примерно 60 моделей, Jaguar и Land Rover — около 30», — поделился генеральный директор компании.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых автомобилей и LCV (легких коммерческих автомобилей) в России в мае 2022-го года снизились на 83,5% по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года и составили около 24 тыс. штук.