Дефицит провозной способности железных дорог Восточного полигона только для дальневосточных грузов вырос в два раза

21 декабря 2022 г.12:09

Дефицит провозной способности железных дорог Восточного полигона вырос в два раза

commons.wikimedia.org

Дефицит провозной способности железных дорог Восточного полигона (БАМ и Транссиб) только для дальневосточных грузов вырос более чем в два раза и составил 134 млн. тонн. Об этом, как отмечает ТАСС, сообщил директор Департамента развития Арктической зоны РФ и реализации инфраструктурных проектов Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Максим Данькин. В целом же, по подсчетам ведомства, из-за недостаточной пропускной способности железных дорог в восточном направлении бизнес и бюджет РФ недополучили около 1,5 трлн. рублей.

«Важно сказать о вызовах сегодняшнего дня. … Дефицит провозной способности железных дорог Восточного полигона только для дальневосточных грузов вырос в более чем 2 раза и составил 134 млн. тонн. Таким образом, вопрос переориентации грузопотоков, … в том числе с использованием речных переходов, стоит сейчас особенно остро», — рассказал Максим Данькин на совещании в Совете Федерации.

Он подчеркнул, что внутренний водный транспорт и в целом развитие бассейнов северных рек, таких как Обь, Иртыш, Енисей и Лена, являются «краеугольным камнем и для промышленного освоения этих территорий и в целом Дальнего Востока и Арктики». Кроме того, внутренние пути играют большую роль в выполнении т.н. «северного завоза» — доставки социально значимых товаров, в том числе продовольствия, в труднодоступные районы.

Чуть позже глава Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков отметил, что в целом недополученные доходы из-за дефицита провозной способности Восточного полигона в текущем году превысили 1,5 трлн. рублей.

«Недополученные доходы РФ, нашего бизнеса составляют более 1,5 трлн. рублей. … На протяжении 9,5 тыс. км Транссиба и 4,5 тыс. км Байкало-Амурской магистрали, конечно, провести еще больше грузов, чем провозится сегодня, крайне сложно. Модернизация идет по живому. Та большая работа, которая проводится, чтобы Восточный полигон провозил больше, проводится параллельно с этим суперинтенсивным движением», — уточнил министр в эфире телеканала «Россия-24».

По его мнению, чтобы как-то разгрузить Восточный полигон, необходимо развивать перевозки по Северному морскому пути (СМП).

«Я считаю самым важным достижением 2022-го года … принятие комплексного плана развития Северного морского пути. Это программный документ до 2035-го года с общим объемом инвестиций 1,8 трлн. рублей, который описывает, что должно быть сделано, чтобы СМП с сегодняшних 34 млн. тонн [грузооборота] вырос до более 200 млн. тонн уже в ближайшее десятилетие», — пояснил Алексей Чекунков.

Напомним: на прошедшем Восточном экономическом форуме президент РФ Владимир Путин заявил, что прежнее решение не расширять Байкало-Амурскую и Транссибирскую железнодорожные магистрали было принято ошибочно из-за недооцененных объемов перевозок, и прежде всего угля, на восточном направлении. Однако ситуация, по его словам, исправима.

Так, по поручению Владимира Путина сейчас идет модернизация Восточного полигона, благодаря которой к 2024-му году пропускная способность железных дорог в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока должна вырасти до 180 млн. тонн в год.