Что в Казахстане продолжают делать для развития Транскаспийского маршрута, который идет в обход России?
29 апреля 2025 г.16:54

Официальный портал государственных органов Республики Казахстан
В Министерстве транспорта Казахстана рассказали, какие работы продолжают сейчас вести в Мангистауской области, которая находится на побережье Каспийского моря, для развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Этот транспортный коридор получил второе дыхание в 2022-м году с введением санкций в отношении РФ, поскольку он позволяет доставлять грузы между Китаем и ЕС в обход России. За три года объем грузовых потоков по логистическому пути уже вырос в трехкратном размере.
Напомним: Транскаспийский маршрут по своей классической схеме идет от границы Китая с Казахстаном до портов Каспийского моря, а затем через акваторию Каспийского моря выходит на Азербайджан и через Грузию и Турцию доходит до стран ЕС.
Таким образом, участок в Казахстане является одним из ключевых в створе транспортного коридора, поскольку, во-первых, он самый протяженный, а во-вторых, именно здесь обеспечивается загрузка портовых мощностей для дальнейшей отправки товаров в Европу.
Как рассказали в Министерстве транспорта Казахстана, для наращивания пропускной способности этого участка и сокращения общего времени перевозки сейчас в республике одновременно реализуется сразу несколько масштабных проектов.
Так, в частности, в прошлом году были выполнены дноуглубительные работы в акватории порта Курык: глубина порта увеличена с 5,8 до 7,5 метров. В мае этого года аналогичные мероприятия проведут и в порту Актау.
Кроме того, в порту Курык уже построены два сухогрузных и один зерновой терминал, запланировано создание маслоналивного терминала и терминала для «зеленого водорода», а в порту Актау совместно с китайской компанией реализуется проект по строительству контейнерного хаба.
«Это позволит увеличить пропускную способность порта со 140 тыс. ДФЭ до 240 тыс. ДФЭ. Также вдвое увеличится количество торгового флота: если сейчас насчитывается 17 единиц флота, до 2027-го года данный показатель увеличат до 34», — пояснили в Министерстве транспорта Казахстана.
Одновременно в республике проводят работы по модернизации железнодорожного участка «Бейнеу-Мангистау» общей протяженностью 404 км и установке новой системы регулирования поездов (автоблокировка) на участках «Шалкар-Бейнеу» и «Мангистау-Озен» совокупной длиной 651 км.
Что касается автодорожной части Транскаспийского маршрута, то здесь запланировано строительство двух крупных магистралей — «Центр-Запад» (865 км) и «Бейнеу-Саксаульский» (736 км).
«[Эти проекты] направлены на сокращение расстояний и улучшение логистики на ключевых направлениях. Путь от Астаны до Актау сократится на 800 км — с 2 900 до 2 100 км, из Хоргоса (граница с Китаем – прим.) до Актау — на 900 км, с 3 900 до 3 000 км. Это позволит снизить транспортные расходы и ускорить доставку грузов, транзитных и экспортных товаров», — отметили в Министерстве транспорта республики.
Стоит подчеркнуть, что начиная с 2022-го года грузовой поток на Транскаспийском маршруте уже увеличился в три раза. Если по итогам 2022-го года он составил 1,5 млн. тонн, то к концу 2024-го года вырос до 4,5 млн. тонн.
При этом Казахстан, равно как и другие страны Центральной Азии, с момента введения масштабных санкций в отношении РФ в принципе приобрел особое логистическое значение, поскольку он, по-первых, обеспечивает альтернативные варианты доставки товаров между Китаем и Европой в обход России, а во-вторых, дает России доступ к азиатским рынкам т.н. «дружественных» стран.