«Большинство китайских частных банков, хоть медленно, но пропускают платежи в юанях»

22 февраля 2024 г.15:30

Большинство китайских частных банков пропускают платежи в юанях

pxhere.com

В принципе, проблемы с расчетами через иностранные банки у российских компаний возникли сразу же с введением санкций в 2022-м году. Однако в последнее время все больше сложностей обнаруживается даже на «дружественном» направлении — в Китае и Турции, которые являются основными торговыми партнерами РФ. Так, например, недавно стало известно, что наиболее востребованный у российских импортеров китайский банк (Zhejiang Chouzhou Commercial Bank) полностью остановил расчеты с Россией, а кроме того, три крупнейших китайских банка (Industrial and Commercial Bank of China, China Construction Bank и Bank of China) перестали принимать платежи от находящихся под санкциями российских банков. Впрочем, опрошенные логистические компании отмечают, что расчеты с Китаем и Турцией, пусть медленно, пусть в ограниченном режиме, но продолжаются, да и альтернативные варианты платежей тоже существуют.

Как уже неоднократно поясняли эксперты, проблемы во взаимодействии с банками Китая и Турции усилились в результате декабрьского указа президента США Джо Байдена, в соответствии с которым Министерству финансов США предоставили большие полномочия по введению санкций в отношении банков иностранных государств, если они замечены в нарушении санкционного режима против РФ.

И хотя для России Китай и Турция — это сейчас, по сути, незаменимые торговые партнеры (особенно что касается первого государства), которые занимают лидирующие позиции по товарообороту. Для Китая и Турции Россия на первом месте в экономическом сотрудничестве не стоит. А потому местные банки в принципе не готовы из-за нее рисковать и закрывать себе выход к мировой финансовой системе.

Поэтому они и начинают с целью обезопасить себя принимать определенные шаги по отношению к российским клиентам. Некоторые, как Zhejiang Chouzhou Commercial Bank, идут на резкие меры, другие выбирают более взвешенное поведение, «отсеивая» подсанкционных клиентов и тщательнее проверяя историю всех остальных.

Так, в частности, представители бизнеса рассказывают, что действительно значительно усилились проверки по платежам (банки требуют дополнительные подтверждающие документы), ужесточились условия для российских клиентов (например, они должны доказать, что не связаны с лицами из санкционного списка или что закупаемая ими продукция не будет использоваться в военных нуждах).

Однако в целом расчеты все равно продолжаются...

Как рассказали опрошенные нами российские логистические компании, основной проблемой, с которой они столкнулись при расчетах с Китаем и Турцией, стали задержки платежей.

«С проблемой в расчетах с Китаем мы сталкивались в декабре 2023-го года – в январе 2024-го года, когда срок поступления денежных средств достигал недели», — отмечает Анастасия Беринцева, руководитель группы международных перевозок транспортной компании Delko. Однако теперь, по ее словам, ситуация улучшилась: «в настоящее время платежи поступают в течение двух-трех дней — это норма».

О той же самой проблеме говорит и Игорь Чернышев, директор по развитию бизнеса SOTA Logistic. При этом он подчеркивает, что задержки платежей наблюдались как в китайских, так и турецких банках, и добавляет, что «сейчас уже все работает в штатном режиме».

При этом он также подтверждает информацию по турецким банкам, которые «ужесточили политику по отношению к российским клиентам» и начали закрывать счета некоторым компаниям, и по китайскому Zhejiang Chouzhou Commercial Bank.

«Китайский Chouzhou Commercial Bank объявил российским клиентам о прекращении операций с организациями из России и Беларуси. Банк был ключевым расчетным центром для импортеров. Это решение может привести к логистическому коллапсу, так как товары из Китая не смогут быть вывезены, по меньшей мере, до начала марта», — поясняет Игорь Чернышев.

«Однако большинство частных банков, путь медленно и «со скрипом», но все-таки пропускают платежи в юанях», — подчеркивает директор по развитию бизнеса SOTA Logistic.

По его словам, более определенные условия по «комплаенс» в китайских банках российский бизнес ожидает к концу марта.

Если же проблемы с кредитно-финансовыми организациями Китая все-таки останутся или усилятся, существуют альтернативные варианты расчетов через системы других банков, уверяют в Delko.

«Лишь 25% заказов Delko на перевозку из/в Китай оплачивается через китайские банки, система работы которых влияет на сроки поступления денежных средств. В остальных случаях все расчеты проходят через российские банки», — отмечает руководитель группы международных перевозок компании.

Что касается турецких банков, то недавно они снова начали проводить платежи из России, но только за гуманитарные товары. «Среди разрешенных категорий — сельхозпродукция, медицина, текстиль, туризм и образование, — перечисляет Игорь Чернышев. — Трансакции идут, например, через Ziraat и VakifBank».

На государственном уровне говорят, что знают о проблеме

Там, например, считают, что ее можно решить созданием совместных банков, которые будут отвечать конкретно за взаимные расчеты.

Однако открытие таких организаций требует времени, а проблемы с платежами рискуют нарастать уже сейчас...