БАМ и Транссиб необходимо модернизировать

2 марта 2018 г.03:00

БАМ и Транссиб необходимо модернизировать

Модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, о необходимости увеличения пропускной способности которых в 1,5 раза за 6 лет говорил в четверг, 1-го марта, Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию, даст регионам России возможность увеличить экспорт угля и зерна в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока. ТАСС размышляет о том, как модернизация железных дорог позволит улучшить экономику российских регионов и что делается в этом направлении сейчас.

Ранее в четверг Президент РФ Владимир Путин, оглашая послание Федеральному собранию, сообщил, что пропускная способность БАМа и Транссиба в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока должна быть увеличена за шесть лет в 1,5 раза — до 180 млн. тонн. По словам главы государства, «контейнеры будут доставляться от Владивостока до западной границы России за семь дней». Президент отметил, что это один из инфраструктурных проектов, который будет давать быструю экономическую отдачу.

Зерно нужно вывозить

Осенью 2017-го года аграрии Западной Сибири столкнулись с трудностями при вывозе зерновых — собрав рекордный урожай, они не могли направить его покупателям из-за нехватки подвижного состава на железной дороге. После этого полпред президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло призвал предпринимателей активнее поставлять продукцию на восток — по Транссибу и БАМу к российско-китайским погранпереходам и тихоокеанским портам.

Неурожай зерновых

Нехватка сельскохозяйственной техники и плохие погодные условия привели к гибели урожая зерновых. Тульская область, 2013-й год/Фото: krokofoto.ru

В этой связи, по мнению депутата Законодательного собрания Новосибирской области Глеба Поповцева, повышение пропускной способности железных дорог положительно отразиться на аграрном комплексе. «Ровно об этом я две недели назад говорил в Совете Федерации, где обсуждалось решение проблем, которые сложились в связи с вывозом зерна из регионов Сибирского федерального округа. Мы не можем составить конкуренцию южным регионам при реализации урожая. Поэтому, конечно, для нас очень перспективно увеличить объем перевозок (на Восток страны - прим.) по железной дороге», — сказал ТАСС депутат.

Как отметил начальник отдела переработки и товарного рынка Минсельхоза Омской области Константин Цыпленков, важно не только модернизировать сами магистрали, но и наращивать парк подвижного состава, развивать порты. «Как показал 2017-й год, при большом урожае зерна нет возможности его нормально вывозить. Нужно исключить дефицит подвижного состава именно в сезон, когда урожай собран, и его нужно перемещать до потребителя, в том числе в другие страны», — сказал он.

Именно для экспорта сибирского зерна в КНР еще в 2015-м году было объявлено о строительстве первого зернового железнодорожного терминала на крупнейшем российско-китайском погранпереходе в поселке Забайкальск. «Этот проект позволит организовать перевалку до 8 млн. тонн зерновых, зернобобовых и масленичных культур из российских в китайские вагоны и позволит единовременно хранить до 80 тыс. тонн зерна», — сказала в интервью ТАСС губернатор Забайкальского края Наталья Жданова.

По ее словам, капиталоемкость этого проекта оценивается в более чем 6 млрд. рублей. «В настоящее время по проекту собрана исходно-разрешительная документация, завершено проектирование, получены положительное заключение экспертизы и разрешение на строительство», — добавила Наталья Жданова.

Развитие угольной отрасли

В модернизации БАМа и Транссиба нуждается и угольная промышленность. Как ранее сообщил журналистам первый заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) Александр Грицай, железнодорожники ожидают дальнейший рост отгрузки угля в дальневосточном направлении — в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), которые считаются одним из приоритетных направлений поставок этого топлива.

Ветрогенераторы в Китае

Китайская провинция Цинхай уже смогла неделю прожить исключительно на альтернативных источниках энергии

Чтобы наращивать объемы погрузки в этом направлении, ЗСЖД даже решила к 2020-му году реконструировать старый тоннель на перегоне «Курегеш-Карлык» в Кузбассе. Прежде его предполагалось законсервировать, но именно из-за роста востребованности отгрузки угля в восточном направлении, от этих планов решили отказаться.

Кемеровская область, в которой производится около 60% отечественного угля, прежде всего, заинтересована в развитии железных дорог, сказал ТАСС начальник профильного департамента администрации региона Олег Токарев.

«Если увеличится пропускная способность, увеличится добыча угля, увеличится налогооблагаемая база. Это толчок к дальнейшему развитию угольной промышленности и в целом экономики Кузбасса», — подчеркнул Олег Токарев.

Расширение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали актуально для юга Якутии, где находятся крупные месторождения коксующихся углей. Для их добычи в Нерюнгринском районе республики создана территория опережающего развития «Южная Якутия», которая нуждается в обновлении железной дороги. Как рассказал ТАСС глава района Виктор Станиловской, модернизация БАМа позволит «минимизировать затраты транспортной составляющей, стоимость доставки грузов до потребителей и экспорта продукции».

Губернатор Амурской области Александр Козлов добавил, что повышение пропускной способности БАМа и Транссиба положительно отразиться на увеличении налоговых поступлений в региональные бюджеты и развитии муниципалитетов, по территории которых проходят магистрали. А глава Бурятии Алексей Цыденов отметил, что развитие железных дорог в конечном итоге дает новые рабочие места и дополнительные доходы для всей страны.

Крупнейший транспортный коридор

Обновление Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей продолжается не первый год. Только на Забайкальской железной дороге (ЗабЖД) в 2017-м году отремонтировали почти 400 км пути. Существенно улучшит ситуацию и намеченное на 2019-й год завершение электрификации железнодорожной ветки от станции Карымская до поселка Забайкальск — она соединяет Транссиб с российско-китайской границей. По словам Натальи Ждановой, сейчас этот участок является своего рода бутылочным горлышком, и устранение всех ограничений позволит, как минимум, вдвое увеличить объемы грузов, обрабатываемых на приграничной станции.

На Красноярской железной дороге сообщили, что в 2018-м году инвестиционная программа составит 23 млрд. рублей. Это рекордные вложения в развитие инфраструктуры за последние годы. Средства направят на обновление транссибирского направления от Мариинска до Тайшета, а также дальнейшую модернизацию ветки «Междуреченск-Тайшет», по которой российская экспортная продукция доставляется из Сибири в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Только за последние пять лет грузооборот этого участка железной дороги увеличился на 25%.

Поселок Северомуйск

Условия, в которых живут строители БАМа. Поселок Северомуйск/Фото: «Новая газета»

Существенного увеличения пропускной способности ожидают в ближайшее время и на БАМе. Добиться этого позволит строительство нового Байкальского тоннеля. Как сообщил ТАСС представитель Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД), тоннель длиной в 7 км будет расположен на границе Иркутской области и Бурятии. Проходку его ствола предполагается завершить уже в марте этого года, а на 2019-й год намечена полная сдача объекта.

«С вводом тоннеля в эксплуатацию пропускная способность участка «Лена-Северобайскальск» увеличится с нынешних 15 до 22 пар поездов в сутки. В целом программа модернизации БАМа до 2020-го года предполагает рост пропускной способности в два раза», — сказал представитель ВСЖД.

Как сообщил ТАСС губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, серьезных вложений в инфраструктуру требует и «Ванино-Советско-Гаванский» транспортно-промышленный узел — конечная точка Байкало-Амурской магистрали. Это связано с активным развитием Ванинского и Советско-Гаванского района, в портах которых строятся новые специализированные транспортно-перегрузочные комплексы и терминалы для перевалки грузов. По словам губернатора, перспективный грузопоток по этому направлению к 2025-му году превысит 100 млн. тонн в год, в то время как нынешняя пропускная способность железнодорожной магистрали составляет 33,6 млн. тонн в год.

«[Повысив пропускную способность железных дорог], мы построим крупнейший транспортный коридор из стран АТР в государства Европейского союза. Россия займет ключевое место в мировых транспортных потоках. Здесь стоит напомнить о проекте строительства новой железнодорожной магистрали «Курагино-Кызыл», с продолжением — через Монголию на Урумчи, которая позволит увеличить объемы российского экспорта в КНР и соседние страны. Стоит подумать и о северном широтном пути на востоке страны, который в перспективе, с учетом освоения Арктики, сможет сыграть ту же роль, что в свое время сыграли БАМ и Транссиб», — сказал ТАСС депутат Госдумы от Красноярского края Виктор Зубарев.