Железные дороги Китая присоединились к совместному предприятию Казахстана, Азербайджана и Грузии для развития Транскаспийского маршрута

19 ноября 2025 г.10:02

Китай, Казахстан, Азербайджан и Грузия создали совместное логистическое предприятие

Пресс-служба «Қазақстан темір жолы»

Китай присоединился к совместному логистическому предприятию Казахстана, Азербайджана и Грузии для развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), рассказали в пресс-службе «Қазақстан темір жолы» («Казахстанских железных дорог»). Железные дороги Казахстана, Азербайджана и Грузии подписали соответствующее соглашение о создании совместной компании еще летом 2023-го года. Считается, что этот шаг позволит выработать единую тарифную политику для всего транспортного коридора, который с 2022-го года активно используется для доставки товаров между странами Азии и Европы в обход России.

«Подписано соглашение о присоединении китайских железных дорог через компанию CRCT к «MIDDLE CORRIDOR MULTIMODAL Ltd.» — совместному предприятию Казахстанских, Азербайджанских и Грузинских железных дорог», — говорится в сообщении «Қазақстан темір жолы».

Напомним: изначально еще в июне 2023-го года соглашение о создании совместной логистической компании для развития Транскаспийского маршрута подписали между собой Казахстан и Азербайджан. Буквально на следующий день к нему присоединилась и Грузия.

В целом, именно Казахстан, Азербайджан и Грузия и являются ключевыми странами, через которые проходит транспортный коридор, обеспечивающий альтернативную связь между Китаем и странами Европы — в обход России.

На самом деле, он был создан еще в 2010-х годах, однако стимул для развития получил в 2022-м году с введением масштабных санкций в отношении РФ, поскольку он в том числе позволяет перевозить товары, которые запрещены к транзиту через Россию.

В итоге, буквально за три года грузооборот по Транскаспийскому маршруту увеличился сразу в три раза — с 1,5 млн. тонн в 2022-м году до 4,5 млн. тонн на конец 2024-го года.

На данный момент грузовые потоки на транспортном коридоре все так же демонстрируют рост. Как уточнили в пресс-службе «Қазақстан темір жолы», за 10 месяцев текущего года количество контейнерных поездов на маршруте увеличилось на 12%.

Присоединение Китая к совместному предприятию железных дорог Казахстана, Азербайджана и Грузии позволит выработать единую тарифную политику и в принципе максимально упростить выполнение всех необходимых процедур на большей протяженности транспортного коридора, что будет содействовать повышению его востребованности.

Как можно ожидать, дальнейшим шагом по развитию Транскаспийского маршрута может быть подписание аналогичного соглашения с Турцией, поскольку именно через нее транспортный коридор выходит на страны Европы, а основной железнодорожной веткой, по которой осуществляются перевозки, является магистраль «Баку-Тбилиси-Карс», связывающая как раз таки между собой Азербайджан, Грузию и Турцию.