Заместитель генерального директора ДСК «Автобан»: государственных ресурсов на строительство дорог не хватает

27 декабря 2017 г.13:30

Дорожно-строительная компания «Автобан» в 2018-м году инвестирует не менее 1,5 млрд. рублей в дорожные проекты государственно-частного партнерства (ГЧП). Об этом в интервью ТАСС сообщил заместитель генерального директора по финансовому развитию ДСК «Автобан» Денис Анисимов.

«По 2018-му году могу дать прогноз, это будет как минимум 1,5 млрд. рублей дополнительных инвестиций ДСК «Автобан» в проекты ГЧП, которые уже подписаны и согласованы. Это те проекты, которые обслуживаем сейчас как непосредственный участник, концессионер специальной проектной компании», — сказал Денис Анисимов.

По его словам, объем инвестиций компании в 2017-м году также составил порядка 1,5 млрд. рублей.

«В этом году компания вложила в проекты порядка 1,5 млрд. рублей. Но целесообразнее взять период 2016-2017 годов. «Автобан» за этот период вложил в проекты ГЧП порядка 3,4 млрд. рублей, в том числе в проект долгосрочного инвестиционного соглашения на М-3, по которому фактически софинансирование уже произошло», — сказал Денис Анисимов.

Проекты ДСК «Автобан»

Сейчас у компании три ГЧП проекта находятся на инвестиционной стадии.

«Это проект «Строительство и реконструкция участка автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» в Республике Коми. Схема реализации — концессия с платой концедента. Концедентом и заказчиком является Министерство строительства, ЖК и дорожного хозяйства Республики Коми. Проект включает в себя реконструкцию 34,5 км дороги и строительство 46 км новой автодороги. Объем финансирования со стороны группы компаний «Автобан» составляет 1,4 млрд. рублей на инвестиционной фазе и до момента окончания этого концессионного соглашения в 2018-м году. То есть до полного погашения объема финансирования со стороны концедента либо до реализации этих долей потенциальным инвесторам», — пояснил он.

«Дальше у нас есть долгосрочные инвестиционные соглашения на строительство участка дороги федеральной трассы М-3 в Калужской области общей протяженностью 70 км дороги от 124-го по 194-й километр. И там наши инвестиционные вложения составляют 1,9 млрд. рублей», — добавил Денис Анисимов.

Строительство СКАД

Также компания является участником проекта по строительству третьего участка ЦКАД. «По третьему ЦКАДу мы планируем вложить в проект около 2,9 млрд. рублей», — сказал Денис Анисимов.

По его словам, в целом финансирование проекта ЦКАД-3 находится в стадии активной реализации. «В конце прошлого года был получен аванс от концедента, и после того, как мы провели финансовое закрытие, мы смогли в полной мере распоряжаться финансовыми ресурсами этого аванса. Соответственно планируем, что к концу 2017-го года мы выполним сдачу по физическим объемам (объемы выполняемых работ - прим.) на сумму не менее 12,6 млрд. рублей», — добавил он.

Планы компании

По словам топ-менеджера, ДСК «Автобан» рассматривает возможность участия в строительстве 4-го участка ЦКАД.

«На данный момент времени мы ведем переговоры о реализации ряда проектов. Это участие в проекте ЦКАД-4, соответственно состав и сумма вложений младшего долга в настоящее время рассчитывается, определяется. Она может составить сумму до 1,8 млрд. рублей и со стороны «Автобана» будет профинансирована не ранее 2020-го года, после исполнения инвестиционных обязательств по ЦКАД-3», — сказал Денис Анисимов.

«Что касается сроков строительства ЦКАД-4, вряд ли я смогу прокомментировать. Этот процесс находится в стадии согласования по большей части с финансирующими организациями, потому что это вопросы сумм, вопрос индексации, вопрос рисков. По факту есть подписанное концессионное соглашение, которое подписал консорциум юго-восточных инвесторов. Но есть определенная реальность, она вызывает определенные вопросы у банков, которые собираются софинансировать этот проект и которых, в общем-то, не устраивают текущие сроки реализации этого проекта. Сейчас и концедент, и концессионер, и финансирующие организации находятся в активной стадии переговоров по этому вопросу», — сказал Денис Анисимов.

Он подчеркнул, что вопрос переноса сроков находится в компетенции Правительства РФ и для переноса необходим соответствующий нормативный акт. «Существует процедура, в соответствии с которой подобного рода инициативы рассматриваются и правительство выносит соответствующее распоряжение, если они считают, что такой перенос целесообразен», — сказал Денис Анисимов.

Также ДСК «Автобан» планирует участвовать в проекте по продолжению реконструкции участка трассы М-3, это 60 км дороги с 65-го по 124-й километр.

Платный участок трассы М3

«Достаточно позитивно смотрим на свое участие в проекте по продолжению реконструкции трассы М-3. В начале декабря состоялось road show, теперь мы более четко понимаем условия. Поскольку от road show для реального конкурса концедент, или в данном случае заказчик, поскольку это долгосрочное инвестиционное соглашение, дает определенное время на согласование основных условий сотрудничества, стоимостные характеристики проекта и основные прочие условия будут согласованы дополнительно в процессе подготовки к этому конкурсу», — сказал Денис Анисимов.

Он отметил, что проект достаточно интересный и должен вызвать высокий интерес у потенциальных инвесторов и строительных организаций.

По словам представителя компании, «Автобан» заинтересован в региональных проектах, позитивно смотрит на механизм частной инициативы, готов работать, сотрудничать в этом направлении как с региональными, так и с федеральными, муниципальными предприятиями.

«Мы активно анализируем возможности участия в проектах по возведению объектов городского хозяйства дорожной инфраструктуры, рассматриваем активное участие в капитале», — добавил Денис Анисимов.

Так, компания планирует участвовать в проекте по строительству школ в Ханты-Мансийском округе. Называть сумму вложений в этот проект пока рано, поскольку на данный момент концедент в лице правительства ХМАО определяет условия, и, в зависимости от того, в каком объеме будет соотношение между частным и государственным софинансированием, будет определяться внутреннее софинансирование между банковскими деньгами и так называемым equity, который будет вкладывать «Автобан».

О дорожно-строительном рынке России

Топ-менеджер дорожно-строительной компании отмечает, что территория РФ не насыщена инфраструктурой и проекты требуют значительных финансовых вложений. Он привел в пример ЦКАД, стоимость которого только по 3-му и 4-му участкам составляет больше 160 млрд. рублей.

«Если собрать потребности каждого региона в качественных дорогах, то регион, подобный Московский области, предложит программу на ближайшие три года общей стоимостью не меньше 20-30 млрд. рублей. И так примерно по каждому региону. В стране 85 регионов. Можно сделать приблизительный подсчет, я думаю, что цифра будет близка к действительности на данный момент», — сказал Денис Анисимов.

Он отметил, что в основном объемы государственных ресурсов тратятся на реконструкцию дорог, а на строительство — не хватает.

Дороги Якутии

«Мы общаемся с региональными правительствами, с представителями дорожных агентств. Строят, к сожалению, очень мало. Реконструкция осуществляется, а на строительство новых дорог мы чувствуем острый дефицит средств. Нам бы как дорожно-строительной компании хотелось, чтобы правительство больше работало в области предложений по новым объектам строительства. Потребности у страны есть, мы их видим», — добавил Денис Анисимов.

Он отметил, что сборы от госситемы «Платон» направляются в проекты, где планируется сбор платы за проезд.

«Эти деньги должны идти в проекты ГЧП. Но проблема в том, что средства от сборов направляются в проекты, в которых присутствует элемент сбора платы за проезд, сбора платы от трафика», — считает Денис Анисимов.

Топ-менеджер отмечает, что эти средства нужно более активно использовать в проектах строительства инфраструктуры в развивающихся регионах, где есть большой инвестиционный потенциал, но небольшая плотность населения. «Взять тот же ХМАО или Коми, это регионы с хорошим инвестиционным потенциалом, хорошим инвестиционным рейтингом, с большими потребностями в развитии дорожной сети, которые не могут на данный момент времени позволить себе взимать плату и окупать инвествложения на стадии строительства в короткие строки», — отметил Денис Анисимов.