Власть и эксперты обсуждают, стоит ли делить водителей на профессионалов и любителей
15 февраля 2018 г.03:00
Министерство экономического развития провело совещание с экспертами и заинтересованными ведомствами по оценке нового законопроекта, касающегося подготовки водителей. Законопроект, подготовленный Министерством транспорта, предполагает отделить водителей-любителей от водителей профессионалов.
Тем, кто собирается работать водителем по найму, придется пройти профессиональную подготовку и получить в водительском удостоверении соответствующую отметку. Подготовку водителей-любителей спустят на ступень ниже. Их будут готовить учреждения дополнительного образования.
При этом водители-профессионалы должны будут раз в пять лет проходить переподготовку и сдавать экзамены в ГИБДД на права, подтверждая отметку о профессиональной компетентности. Причем это касается всех водителей, работающих по найму, независимо от того, к какой категории транспортных средств относится их машина.
Если они не подтвердят отметку, то лишатся права работать водителями, а также управлять такими транспортными средствами, как грузовые автомобили и автобусы. В личных целях можно будет управлять машинами только подкатегорий «С1», «С1Е», «D1», «D1E».
Законопроект стал ответом на растущую из года в год аварийность, причиной которой становятся перевозчики. К тому же, на этом рынке активно трудятся и водители из соседних государств. Поэтому было дано поручение президента, а позже поручение правительства о принятии мер для повышения квалификации водителей-профессионалов.
Однако Министерство образования высказалось против этого проекта. На совещании представители ведомства подчеркнули, что согласно Гражданскому кодексу транспорт — это средство повышенной опасности. А управлению такими механизмами можно обучать только по профессиональным программам.
Представители Госавтоинспекции в свою очередь напомнили, что в соответствии с законом о полиции в их компетенцию входит допуск к управлению транспортом на дорогах общего пользования. А профессиональные требования к перевозчикам — это трудовые отношения и компетенция Минтранса.
Проект оказался невыгоден и автошколам. Ведь после принятия закона, чтобы готовить водителей-любителей, им придется получать новые лицензии. А также поменять под новые программы всю материально-техническую базу, заново согласовывать программы и получать документы о соответствии в ГИБДД. В общем, пройти заново все, что уже прошли. Надо сказать, что требования по получению отметки для категорий и подкатегорий «М», «А», «А1», «В1» и «В», а также лишение права управления категориями «С» и «D» противоречат директиве Европарламента о квалификации водителей, занятых в перевозке.
Если законопроект все-таки примут, водителям-профессионалам придется повторно пройти обучение, чтобы сдать экзамен в ГИБДД. А потом проходить переподготовку раз в пять лет. Кроме того, чтобы повысить квалификацию, водителю придется пройти обучение с нуля, поскольку ему потребуется перейти на программы подготовки для профессионалов.
Представители Госавтоинспекции считают, что проблему профессиональной подготовки водителей можно решить другими, менее кардинальными мерами. Они напомнили, что в 20-й статье Закона «О безопасности дорожного движения» есть требование об обязательном повышении квалификации водителей, которые работают по найму, раз в пять лет. При этом никаких дополнительных отметок в правах не требуется. Минтрансу необходимо лишь установить периодичность повышения квалификации, а также разработать соответствующие программы, поскольку водители-профессионалы, задействованные в перевозках, — это его зона ответственности.