В условиях коронавирусного кризиса: клиенты отчетливо понимают, что рынок всецело принадлежит им

6 октября 2020 г.15:14

Грузоперевозки: клиенты понимают, что рынок всецело принадлежит им

Пресс-служба «ТРАСКО»

Несмотря на то, что на какой-то момент пандемия коронавируса отступила и экономика начала неспешно восстанавливаться, серьезной угрозой остается вторая волна заболевания. Уже сейчас практически во всех странах мира статистика заражений вновь показывает рост. Будет ли новый виток эпидемии опаснее весеннего, пойдут ли европейские, российские и пр. власти на повторение карантинных ограничений... Все эти вопросы, ответы на которые вообще не поддаются какому-то более ли менее внятному прогнозу, держат в напряжении все отрасли экономики.

О том, в каком состоянии сейчас находится сектор грузовых перевозок и как бизнес приспосабливается к эпидемиологической обстановке, мы поговорили с директором Департамента сборных грузов международной транспортно-логистической компании «ТРАСКО» Юрием Чертиловым.

— Юрий, как изменился рынок грузоперевозок по сравнению с докризисным периодом?

— Знаете, никогда ранее грузовладельцы и перевозчики, в фокусе которых обычно находятся курсы валют и стоимость топлива, не следили так пристально за эпидемиологической обстановкой, ежедневной статистикой по коронавирусу и политическими событиями в мире. Особенно в соседней союзной Беларуси как в основной транзитной стране для транспортировки товаров между Россией и Европой.

Рынок, как правило, немного отстает по времени от остальных событий. Сейчас можно сказать, что автомобильные перевозки практически вернулись к своим «доэпидемическим» показателям (хотя бы в количественном выражении). Но вопрос-то в другом: все говорят про «вторую волну» и в Европе вирусная статистика вновь никого не радует.

Во что это выльется и к каким «новым-старым» ограничениям приведет, не берусь судить. Будут ли опять полные локдауны в странах или на это нет больше денег, покажет только время. Так или иначе, весной перевозки осуществлялись и, я надеюсь, будут осуществляться в любом случае, пусть даже с задержками.

Безусловно, в этом году усилились конкуренция и ценовые войны за клиентов. Клиенты отчетливо понимают, что сейчас рынок всецело принадлежит им, и могут выбирать и диктовать свои, иногда даже фантастические, условия.

— А европейские партнеры уже в полной мере вернулись к работе или все еще действуют какие-то ограничения?

— На текущий момент все работает практически, как и прежде. Европейские власти внимательно следят за показателями заболеваемости и формируют стратегию действий исходя из этой картины.

— А есть ли какие-то дополнительные ограничения для водителей, помимо, естественно, масочного режима?

— Масочный и перчаточный режим — это основное требование, которое предъявляется к водителям-экспедиторам на погрузке-разгрузке. Помимо него каких-то других ограничений пока нет. А поскольку одним из ключевых принципов деятельности «ТРАСКО» являются безопасные грузоперевозки, мы полностью поддерживаем эту инициативу коллег из Европы.

— Произошли ли какие-либо изменения в типах ввозимых из Европы грузов?

— По нашим наблюдениям, на данный момент упала доля товаров «народного потребления» — одежды, обуви и пр., связанного со сферой услуг и розницей, что вполне ожидаемо и очевидно. В остальном, ярко выраженных изменений пока не наблюдается.

— Поскольку «ТРАСКО» специализируется в том числе и на доставке сборных грузов из Европы, вы можете сравнить: какой вид грузоперевозок — сборные (LTL) или комплектные (FTL) — более популярен в текущих реалиях?

— Как ни странно, значительного перераспределения между FTL и LTL не произошло. Ведь в кризисные времена всегда есть две прямо противоположные тенденции. Есть доля заказчиков, которые начинают уменьшать издержки и переходят на полные грузовики, так как в этом случае себестоимость единицы товара снижается. А есть те, которые снижают объемы и оборот, переходя на меньшие партии и, соответственно, сборные перевозки.

Следует также принимать во внимание то, что динамика грузоперевозок зависит от множества факторов: экономических и политических реалий, наличия у клиентов «длинных/коротких» денег, потребностей технологического или торгового цикла бизнеса и т.д.

— Сколько, на ваш взгляд, потребуется времени рынку грузоперевозок, чтобы вернуться на докризисные показатели?

— Вы задали такой вопрос, ответа на который нет, наверное, даже у Министерства транспорта.

Делать какие-либо прогнозы дело всегда неблагодарное. А сейчас, в принципе, вести о чем-то беседу можно лишь с оговорками «в данный момент времени», «в текущей эпидемической обстановке» и т.п.

В настоящий момент мы отмечаем, что рынок автомобильных перевозок в количественном выражении, можно сказать, подошел весьма близко к прошлогодним индикативам. Ну, а что с финансовыми показателями перевозчиков (и особенно владельцев собственного автопарка), посчитаем, как говорится, «по осени». Надеюсь, не огорчимся...