В России приступили к созданию транспортного коридора от границы с Китаем до арктических районов Якутии
25 ноября 2025 г.12:08

Natxo Rodriguez/commons.wikimedia.org
Работа по формированию международного транспортного коридора «Мохэ-Найба» уже начата. Об этом, как отмечает ТАСС, заявил помощник президента РФ, глава Морской коллегии Николай Патрушев в ходе совещания по вопросам развития грузовых перевозок в Ленском бассейне. Новый маршрут пройдет от границы с Китаем в Амурской области до арктического порта Якутии. Он откроет Китаю выход на Северный морской путь и в целом станет частью масштабного Трансарктического коридора. При этом ожидается, что для доставки товаров по маршруту будут использовать все виды транспорта, в том числе перевозке по реке Лене.
«В настоящее время начата работа по формированию международного транспортного коридора «Мохэ-Найба», способного в перспективе обеспечить загрузку Трансарктического транспортного коридора», — сообщил Николай Патрушев.
Он уточнил, что в рамках формирования нового логистического маршрута необходимо создать бесшовную транспортную систему — единый комплекс, включающий портовые терминалы, судоходную инфраструктуру, сервисные центры и современные логистические узлы, связанные с железнодорожными и автомобильными маршрутами.
Это масштабная задача, требующая значительного объема финансовых ресурсов, подчеркнул глава Морской коллегии.
«Учитывая, что возможности федерального бюджета в текущих условиях ограничены, для развития транспортной инфраструктуры Ленского бассейна необходимо использовать различные формы государственно-частного партнерства и инструменты фондового рынка, привлекать крупнейшие инфраструктурные компании, имеющие соответствующие финансовые ресурсы и опыт реализации больших проектов», — резюмировал Николай Патрушев.
Вместе с тем стоит отметить, что сам порт Найба в Якутии, к которому будет вести новый транспортный коридор, на данный момент еще не построен.
Как рассказал недавно в интервью ТАСС глава республики Айсен Николаев, сейчас пока выполняются гидрографические исследования в Хараулахской бухте (Булунский район) с тем, чтобы определить оптимальное расположение будущего порта.
Все подготовительные работы по созданию морской гавани должны завершить в 2027-м году. Таким образом, только после 2027-го года начнется непосредственное строительство порта.
Одновременно и полноценный пункт пропуска на границе с китайским уездом Мохэ создадут лишь ориентировочно к 2030-му году.
Напомним: на этом участке границы планируют построить железнодорожный (а по последним данным — совмещенный автомобильно-железнодорожный) мост «Джалинда-Мохэ». Этот проект действительно планируют реализовать именно с прицелом на Якутию, поскольку он откроет республике кратчайший выход на Китай.
Однако в рамках проекта, помимо самого трансграничного моста, еще необходимо реконструировать действующие и проложить новые железнодорожные пути, создать крупный перевалочный комплекс в районе Джалинды и мн.др.
Единственное, уже в следующем году обещают открыть смешанный пункт пропуска «Джалинда», однако он будет функционировать в ограниченном режиме (с перерывами на ледостав и ледоход), а потому значительный поток грузов через него пока нельзя будет обеспечить.
Что касается создания самого Трансарктического транспортного коридора, то это тоже масштабный объем работы, который может занять несколько десятков лет, поскольку он включает в себя не только Северный морской путь, но и речные, автомобильные и железнодорожные подходы к арктическим портам, а эти подходы сейчас довольно слабо развиты.
